Заключение
Как известно, осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные, или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.
Территориальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.
Постоянно увеличивающиеся расходы территориальных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось, главным образом, за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
В связи с этим основными задачами органов государственной власти субъекта РФ на ближайшую перспективу являются: во-первых, упорядочение бюджетного устройства субъекта Российской Федерации; во-вторых, четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней; в-третьих, формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки местных бюджетов.
Для повышения эффективности бюджетного планирования и совершенствования межбюджетных отношений между субъектом РФ и муниципальными образованиями, на наш взгляд, принципиально необходимо обеспечить:
– единый подход и систему показателей при прогнозировании и планировании доходов бюджетов муниципальных образований на основе оценки собственного налогового потенциала;
– распределение средств финансовой помощи между муниципальными образованиями на основе оценки налогового потенциала каждой территории;
– создание стимулов для эффективного развития собственной налоговой базы муниципальных образований.