Роль территориальных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации.
Государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
1. Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов Российской Федерации (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов).
3. Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских , районных, поселковых, сельских бюджетов).
Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга называются бюджетами субъектов Федерации, а бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов, городских и сельских поседений) – местными бюджетами.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и местный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования задач и функций региона и местного самоуправления. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт - Петербурга; бюджеты 10 автономных округов. Местные бюджеты (бюджеты районов, городов и сельские) включают 29 тысяч бюджетов.
В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в соответствии с Федеральным Законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 августа 2009 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.
1. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах позволяет органам исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для осуществления своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. С помощью бюджетов образуются денежные фонды административно-территориальных образований, которые обеспечивают выполнение намеченных задач.
2. Формирование региональных и местных бюджетов дают возможность регионам проявить свою финансово-хозяйственную Самостоятельную деятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилого фонда.
3. С помощью региональных бюджетов происходит выравнивание уровней экономического и социального развития территорий на основе формирования региональных программ экономического и социального развития по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог и пр.
4. Органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
5. Сосредотачивая в часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
6. Региональные и местные бюджеты оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат, создают местные производства и промыслы, тем самым решая проблему снижения безработицы в регионе, стимулируют эффективное использование материальных и трудовых ресурсов.
В соответствии с Конституцией Российской федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12) и призваны самостоятельно (под свою ответственность) решать вопросы местного значения.
Но согласно ст. 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В процессе формирования и исполнения бюджетов возникают отношения, которые регулируются бюджетным правом. Носителями бюджетного права являются Конституция РФ, законы РФ, Бюджетный кодекс РФ.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации законодательно определены полномочия органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления по формированию своих бюджетов.
Компетенции органов власти субъектов Федерации в области регулирования бюджетных отношений (ст.8Бюджетного кодекса РФ).
1. Установление порядка: составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; утверждения и исполнения этих бюджетов; контроля за их исполнением; утверждения отчета об исполнении.