Сегментация рынка. Определение емкости рынка
Еще одним подходом изучения рынка является исследование мотивации поведения потребителей путем проведения специальных обследований: интервьюирования, собеседования, анкетирования. Для изучения спроса населения была разработана анкета.
Для определения объема выборки использовали следующую формулу:
n = z2 * p * q / e2 (3.1)
где n – объем выборки;
z – нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности;
p – найденная вариация для выборки;
q = (100 – p).
Этой формулой можно пользоваться, если на заданный вопрос (в нашем случае таким вопросом является «Считаете ли вы возможным для себя приобретение детского уголка?») есть два варианта ответа (в нашем случае варианты ответов «да» и «нет»).
Зададим уровень доверительности 95 %. Нормированное отклонение z для этого уровня доверительности равен 1,96. Выберем точность – 10 %. При использовании процентной меры изменчивости принимаем в расчет то, что максимальная изменчивость достигается для вариации р = 50 %, что является наихудшим случаем. Подставляя значения в формулу, получим значение объема выборки n = 96.
Анкетирование проводилось методом случайного отбора. Изучая результаты обработки анкет, можно сделать вывод, что 17 % опрошенных видят для себя возможность приобретения такого уголка.
Еще 14 % опрошенных на вопрос «Считаете ли вы возможным для себя приобретение такого детского уголка?» ответили «В большей степени да». Анализируя анкеты, выясняем, что интересующий нас сегмент представляют женщины в возрасте 20-50 лет, имеющие состав семьи три и более человек с доходом более 1000 рублей на человека.
Пользуясь таблицами 3.5 и 3.6, найдем количественный состав данного сегмента:
N = 873900 / 100 * 25,9 / 100 * 4,9 = 11090 человек
Найдем среднюю квадратичную ошибку полученной генеральной совокупности. Для этого воспользуемся формулой (3.2):
S = √ p * q / n, (3.2)
S = √ 50 * 50 / 96 = 5 %,
что для данного случая составляет:
S = 11090 / 100 * 5 = 550 человек
Таким образом, емкость рынка составляет 11090 ± 550 детских уголков, при условии покупки каждым потенциальным покупателем только одного уголка. Если же приобретаться будет более одного уголка, то емкость рынка соответственно увеличится.