Вопросы государственного регулирования агропромышленного комплекса
Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышленного капитализма не успело достичь значительного уровня).
С переходом к рыночной экономике произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромышленный комплекс. Но только по истечении шести лет очередных коренных преобразований в агропромышленном комплексе стало очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может. Результатом стало утверждение Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" (далее - Закон).
Этим законом были установлены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство.
В соответствии со статьей 1 Закона государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами. То есть через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д.
При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора – сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.
Выделены основные проблемы характерные для процесса государственной поддержки и регулирования в агропромышленном секторе:
· Не определено в сложившихся условиях оптимальное сочетание рыночных механизмов саморегулирования и механизмов государственного воздействия;
· Не создана долгосрочная научная концепция госрегулирования.