Опыт валютного регулирования в различных странах

Обменный курс, который постоянно фигурирует на Московской международной валютной бирже, ориентирован на ту массу денег, которая будет использоваться либо при импорте продукции предпринимателями, либо при частных покупках гражданами в зарубежной поездке. Данный обменный курс никак не соответствует реальной паритетной покупательной способности (ППС) рубля. Если бы, к примеру, на 1 тыс. руб. купить продукты, услуги внутри страны и сравнивать, сколько можно приобрести аналогичных товаров на 1 тыс. долл. США, то ППС 1 руб. в любом случае не в 30 раз меньше ППС 1 доллара. По различным оценочным данным, их покупательная сила отличается от 0,6 до 5 раз. Если сравнивать развитие российской экономики и ВВП, то нужно принять во внимание тот факт, что только определенная ее часть ориентирована на реализацию товаров и услуг за границей. Нелогично рассчитывать количественные показатели развития отечественного хозяйства по обменному валютному курсу, более логично делать это по ППС.

На наш взгляд, попытки перехода к конвертируемой валюте могут быть в нашей стране слишком поспешными и не иметь под собой экономического обоснования. Это проявляется в зарождении дедолларизации экономики, т.е. отказ от параллельного хождения чужой иностранной валюты. В России наличная масса долларов, а также евро в пересчете на рублевый эквивалент, примерно равна или даже больше рублевой наличности. В настоящее время в государстве имеется минимум ликвидных запасов, которые обеспечивают обменный курс рубля, поэтому трудно ожидать позитивных изменений в размещении иностранных инвестиций в РФ и быстром росте предприятий нефинансового сектора экономики. Для укрепления своей валютной единицы, по всей видимости, необходимо предусмотреть определенные ограничения на свободное хождение иностранной валюты и вытеснение административными методами СКВ из федерального хозяйства России.

Укрепление рубля, переход его в СКВ возможен, прежде всего, за счет достижения социально-экономической и политической стабильности, а для этого, по существу, надо иметь устойчивый рост производства товаров и услуг.

Сравнивая между собой механизмы государственного воздействия на экономику различных социальных систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. Если, например, в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства

в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций – юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство

в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики

.

Ярким примером непосредственного воздействия государства на экономику в современном мире может служить государственно-правовая практика Китая. В действующей Конституции КНР в связи с этим особо закрепляется, что государство:

а) «неуклонно повышает производительность труда и эффективность экономики»;

б) «развивает производительные силы общества» путем повышения активности и технического уровня трудящихся, распространения передовой науки и техники, совершенствования систем управления экономикой и управления предприятиями, «осуществления различных форм социалистической ответственности, улучшения организации труда»;

в) «неуклонно проводит в жизнь режим экономики, ведет борьбу против расточительства»;

г) рационально распределяет средства накопления и потребления, учитывает государственные, коллективные и личные интересы;

д) на основе развития производства постепенно улучшает ма­териальную и духовную жизнь народа;

е) на основе социалистической собственности «осуществляет пла­новое хозяйство»;

ж) охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и «другую законную собственность»;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7