Эволюция форм и методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это система элементов, включающая методы, формы и инструменты государственного воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с национальными интересами, целями, задачами.
К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся:
- внешняя торговля;
- использование иностранной рабочей силы;
- сотрудничество в банковской сфере;
- международное инвестиционное сотрудничество;
- международная производственная кооперация;
- международное научно-техническое сотрудничество;
- совместные предприятия;
- функционирование свободных экономических зон;
- иностранный туризм.
В связи с тем, что в СССР доминировала государственная собственность и экономика носила закрытый характер, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) базировалась на государственной монополии внешней торговли и административных методах управления.
При абсолютном монополизме государства предприятия-производители практически не были заинтересованы в экспортной деятельности. Результаты экспортной деятельности не учитывали конечный результат, очень были слабы стимулы участникам поставок продукции за границу. Прямые связи между производителями и потребителями отсутствовали за редким исключением. Все это наносило урон государственным интересам России, и, что самое главное, Российская Федерация не имела своего места в международном разделении труда и соответственно – в мировой экономике. Государство поставляло на экспорт сырье или полуфабрикаты, что особенно проявилось после повышения в 1973 г. мировых цен на нефтепродукты, импортировало, в основном, транспортные средства, станочное и другое оборудование, аналогов которого не производилось в Советском Союзе, а также большое количество потребительских товаров и уникальных пищевых продуктов (чай, кофе, цитрусовые и т.п.). С середины 70-х гг. СССР стал ввозить в значительных объемах зерновые, в отдельные годы – до 20 млн т, что обеспечивало кормами животноводческий сектор сельского хозяйства, и при этом была относительно небольшая продовольственная зависимость Союза от других стран.
Самостоятельность субъектов ВЭД, которая появилась при переходе к рынку, стала проявляться в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортной сделки, в установлении цен, в определении вида и формы ВЭД. В соответствии с указом президента России от 15 ноября 1991 г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" стало разрешаться следующее:
- осуществление ВЭД юридическими и физическими лицами, независимо от форм собственности;
- осуществление всех видов деятельности, в том числе посреднической, в связи, с чем в Уголовном кодексе РСФСР была упразднена статья о наказании за спекуляцию;
- бартерные операции во внешней торговле;
- открытие валютных счетов всем юридическим лицам и гражданам.
После 1992 г. Россия постоянно имеет положительный торговый баланс, который представляет собой соотношение между стоимостью экспортируемых и импортируемых страной товаров. Из РФ их вывозится гораздо больше, чем ввозится, и в отдельные годы торговое сальдо превышало 20-30 и даже 60 млрд долл. Положительный торговый баланс на 60% обеспечивается экспортом углеводородного топлива. Много также вывозится черных и цветных металлов, леса, минеральных удобрений, алмазов и т.п. Практически страна является придатком развитых индустриальных государств. В товарной структуре внешней торговли все больше увеличивается удельный вес импорта машин и оборудования, потребительских, фармацевтических, продовольственных продуктов. Доля России в мировом экспорте и импорте составляет около 1%.
Инвестиционное сотрудничество между странами может осуществляться в формах кредитных соглашений, международного финансового лизинга и т.п.
За 1991-2002 гг. сотрудничество России с международными валютно-финансовыми организациями значительно расширилось. Так, в 1992 г. РФ вступила в МВФ – Международный валютный фонд, МБРР – Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и др. Российская финансовая система теперь существенно зависит от международных финансовых организаций и международных кредитов.
Управляя ВЭД, Правительство страны все больше внимание уделяет международному лизингу – приобретению имущества у нерезидентов на конкретный срок на определенных условиях с правом последующего выкупа. В индустриальных странах одной из прогрессивных форм производственной кооперации является франчайзинг, когда компания одной страны разрешает предприятию (фирме) другой страны производить продукцию под своим фирменным наименованием, предоставляя технологию, комплектующие изделия, оказывая консультации и т.д. В России, таким образом, работают, например, организации фирм "Кодак", "Адидас".