Необходимость социального партнерства
Социальное партнерство – это сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений. Механизмом социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого становится коллективный договор, отражающий вопросы занятости, организации и оплаты труда работника на предприятии и в обществе и дополняющий государственную систему регламентации трудовых отношений. Правительство, администрации субъектов РФ обеспечивают правовую основу переговорного процесса и выполняют роль третейской стороны в разрешении возникающих в нем конфликтов.
Нормативно-правовую базу развития социального партнерства в России обеспечивают законы "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и "О коллективных договорах и соглашениях". Социального партнерства ставится в центр проводимых реформ и создаваемого хозяйственного механизма страны в целом. Но для этого необходимо отказаться от сохраняющейся в массовом сознании убежденности в том, что государство обязано обеспечивать удовлетворение социальных потребностей всех своих граждан, и перейти к осознанию личной ответственности каждого за свое и общественное благосостояние.
Стратегическим направлением формирования партнерских отношений в России признано заключение трех- и двухсторонних соглашений на разных структурных уровнях управления – Генерального, отраслевого (тарифного), профессиональных, территориальных и коллективных договоров. Стержнем складывающейся системы социального партнерства стали заключаемые раз в два (или три) года Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. В декабре 2001 г. состоялось подписание восьмого по счету Генерального соглашения на 2002-2004 гг.
Основным институтом осуществления соглашений являются трехсторонние комиссии, в функции которых входит подготовка, заключение и контроль за выполнением предписанных соглашений.
До сих пор наблюдается неразвитость партнерских отношений. Интересы работодателей все еще выражают федеральные структуры (отраслевые министерства, концерны), а не ассоциации представителей работодателей или союзов собственников. Профсоюзы концентрируют свою деятельность на распределительных функциях, а также на организации акций протеста.
В развитых странах механизмы и методы социального партнерства применяются не только в трудовых отношениях, но и в тех областях, где интересы различных групп, слоев пересекаются в одной сфере. Предметом социального партнерства могут стать: социально-экономические консультации по широкому кругу вопросов между различными субъектами, включая государство; соглашения между потребителями и производителями об уровне цен и условиях обслуживания; взаимоотношения между государственными органами социального обеспечения и социальной поддержки, бюджетными и внебюджетными фондами и организациями; решение экономических и межнациональных проблем и т.п.
Социальное партнерство – новый для страны способ разрешения трудовых проблем. Теперь, по примеру западных стран, расширены права профсоюзов в области заключения и ведения коллективных договоров, участия в разрешении трудовых споров, заключения отраслевых соглашений и т.п. Трехсторонняя комиссия, заслушав все стороны, может в соответствии с законодательством, давать рекомендации федеральным органам государственной власти о принятии необходимых нормативно-правовых правил в своей области, в т.ч. в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и страхования, охраны труда.
Механизм социального партнерства должен охватывать социально-трудовые вопросы и на более низком административном уровне. Трехсторонние комиссии создаются в субъектах РФ, в городах.
В настоящее время вопросы регулирования занятости, оплаты труда являются одними из самых актуальных для подавляющего большинства российских граждан. Рост производства в 1999-2001, 2003 гг. отодвинул социальные проблемы на второй план, но с каждым годом трудовые проблемы будет все сложнее решать. Социальная напряженность в обществе сохранится и дальше будет расти, если государство не найдет соответствующего экономического механизма, средств и способов по ее разрешению.