Государственное регулирование инвестиционной деятельности в многоукладной экономике
Расширение объемов инвестиционных вложений в экономику, в реальный сектор и в государственные организации также во многом зависит от проводимой в стране финансово-кредитной политики, политики ценообразования, от размеров фондового рынка (выпуска ценных бумаг), амортизационной политики. С помощью нормативно-правовых актов государство должно регулировать налогообложение, включая дифференциацию налоговых ставок, в т.ч. и на прибыль, в зависимости от направленности инвестиционного проекта, его местонахождения, сроков ввода, количества создаваемых рабочих мест и т.п.
Вышеперечисленные направления экономической политики государства являются, с одной стороны, отдельными самостоятельными сторонами всей социально-экономической деятельности, с другой – они выступают необходимыми элементами, косвенно регулирующими инвестиционную деятельность на макроуровне. Со становлением рыночных отношений в числе факторов, ведущих к расширению инвестиционной деятельности, все большую роль будут играть ссуды банков. Кредитование должно базироваться на высокоэффективных мероприятиях и осуществляться на условиях возвратности, срочности, платности и под обеспечение, предусмотренное действующим законодательством и согласованное сторонами. Кредиты, предоставляемые банком, как правило, гарантируются залогом имущества, принадлежащего заемщику, поручительствами, страхованием и обязательствами в других формах, принятых в банковской практике. Кредиты подразделяются на долго-, средне- и краткосрочные. Первые из них могут предоставляться по мере выполнения строительно-монтажных работ и осуществления затрат.
Для коммерческих банков в инвестиционном процессе характерно три вида деятельности: обслуживание движения средств, принадлежащих инвесторам-клиентам и предназначенных для инвестиционных целей; сотрудничество в мобилизации накоплений и сбережений на инвестиционные цели через рынок ценных бумаг; вложение в инвестиционные проекты собственных и привлеченных ресурсов. В современной российской действительности деятельность коммерческих банков в области инвестиций в подавляющем большинстве случаев ограничивается первой сферой.
Портфельные инвестиции в РФ до августа 1998 г. росли высокими темпами в связи с тем, что государственные ценные бумаги (прежде всего ГКО-ОФЗ) имели максимально высокий процент доходности при низком риске. К сожалению, привлекаемые средства не пошли в базовые отрасли, а направлялись в основном на финансовую пирамиду, сооружаемую под гарантии государства. После дефолта в России некоторое время не выпускались государственные ценные бумаги, что усилило давление свободных финансовых остатков предприятий на внутренний рынок, расширило долларизацию экономики. В настоящее время Правительство снова выпускает ценные бумаги, но они не имеют достаточного доверия на фондовой бирже. В целях снижения давления денежных средств предприятий на экономику страны с 2000 г. ЦБ РФ разрешено выпускать собственные ценные бумаги – Облигации Банка России (ОБР). Правительство, ЦБ РФ должны применять этот инструмент как одно из направлений для расширения инвестиционной деятельности, и можно надеяться, что кризис научил органы управления использовать доходы от реализации государственных ценных бумаг в интересах всего общества.
Иностранные инвестиции – это источник финансирования инвестиционной деятельности, который напрямую не зависит от состояния собственной экономики. Иностранными инвестициями являются все вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.
Производственный потенциал России, ее природные ресурсы представляли бы значительный объект вложения для многих государств, компаний, международных организаций, если бы были политическая стабильность, благоприятный инвестиционный климат, а состояние правового законодательства соответствовало мировым стандартам. С этой целью принят Закон "О соглашениях о разделе продукции" (1995 г.), который гарантирует инвесторам стабильность созданной ими собственности и получение дивидендов. После 1998 г. были подготовлены соглашения о передаче в пользование иностранным фирмам около 25-ти месторождений сырья. Данный закон предусматривает заключение соглашений между российской стороной и иностранными инвесторами.