Конверсия оборонно-промышленного комплекса национальной экономики
Конверсия оборонной промышленности – регулируемый государством процесс преобразования оборонной промышленности в целях полной или частичной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения. Происходит прекращение производства продукции военного назначения и ее замещение выпуском предметов потребления и товаров производственно-технического назначения на имеющемся или замененном производственном аппарате.
Фактически ОПК включает в себя часть отраслей машиностроительного комплекса – авиастроение, радиотехнику, определенное транспортное машиностроение, электронику, судостроение; часть топливно-энергетического – атомную промышленность; часть химии – производства различных видов топлив, взрывчатых веществ и др. В ряде регионов России оборонные предприятия производили более половины промышленной продукции. Это относится и к закрытым городам (Челябинск-16, Красноярск-9 и т.п.), к средним и крупным (Ковров, Королев, Ижевск, Новосибирск и др.) В целом в СССР на ОПК тратилось, по некоторым данным, 15-25% ВВП (для сравнения, в США – 5-6%). Гипертрофированное военное производство не оставляло ресурсов и средств для качественного развития гражданского машиностроения, производства товаров широкого потребления.
Основные цели проведения конверсии в РФ:
- обеспечение технического перевооружения промышленности на основе эффективного использования потенциала организаций оборонной промышленности;
- обеспечение социальной защиты работников конверсируемых предприятий;
- обеспечение НТП за счет приоритетного развития наукоемких производств;
- развитие экспортного потенциала оборонной промышленности;
- снижение экономической зависимости от импорта продукции;
- создание новых конкурентоспособных технологий, материалов и оборудования.
Современный тип конверсии осуществляется в соответствии с принятым законом "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". Каждые три года должны приниматься ФЦП, в которых конкретизируются цели, задачи осуществляемых мероприятий, вносятся изменения в механизм осуществления перепрофилирования предприятий.
Прошедшие несколько этапов конверсии позволяют сделать вызывающие тревогу выводы. Технологическое переустройство ОПК прагматически настроенные специалисты называют деиндустриализацией страны. Оборонные предприятия, выпуская уникальную военную продукцию, не смогли наладить производство гражданской, оказались не в состоянии найти свое место, свою нишу на рынке.
На многих предприятиях ОПК пытались изготавливать предметы бытовой техники, но массовое производство качественной гражданской продукции с минимальным внешним контролем оказалось не менее трудным, чем выпуск сложной военной техники с применением высоких технологий, но ограниченными партиями. Обещание Правительством поддержки конверсии, к сожалению, оказалось декларацией. Если в 1989-1990 гг. союзное правительство частично финансировало перепрофилирование предприятий, то российские власти отдали это на откуп специально созданным фондам, кредитным и другим структурам, а реальные средства с каждым этапом конверсии уменьшались.
В начале 2002 г. ОПК России насчитывал 1500 предприятий, но уже через год-два количество исполнителей гособоронзаказа Правительство РФ предполагает довести до 500-600. Оставшимся заводам Правительство намерено оказывать точечную поддержку, но в основном градообразующим (сейчас их около 130). Сокращение оборонного заказа повлекло за собой потерю более 300 современных технологий. Кроме того, переход на выпуск мирных изделий в ОПК затруднен еще и тем, что стоимость одного нормо-часа военной продукции была в 5-6 раз выше, чем на производстве гражданской.
Нормативные документы, правовая база конверсии имеются почти во всех регионах. Приватизированные предприятия, осуществляющие переход к выпуску гражданской продукции, практически все раздроблены с нарушением технологии и, как уникальные производства, по всей видимости, потеряны, а некоторые просто разворованы.