Вопросы оптимизации федерального бюджета
Центральное место в финансовой системе страны занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства. Государственный бюджет составляется на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Бюджет – орудие перераспределения национального дохода, ВВП. Госбюджет выполняет функции по стимулированию развития экономики, обеспечению социальной политики правительства.
Бюджетная система России начала радикально меняться с принятием в 1991 г. Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), принятый в 1998 г., определяет бюджет как "…форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "…основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов" 12>>>.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
- Федеральный бюджет
- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
- бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное законодательство содержит понятие "консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории" (ст. 6 БК РФ).
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываемые доходы целевых бюджетных фондов от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещения ущерба), финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяют на текущие (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
- трансферты населению;
- ассигнования на осуществление полномочий, передаваемые на другие уровни власти, и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
- бюджетные кредиты юридическим лицам;
- субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
За годы реформ радикально сменились источники формирования бюджета: в 1992 г. налоги давали 40% доходной части бюджета, сейчас – 93%. Бюджет отражает процессы, которые происходили в обществе до 2000 г.: с падением производства понижались доходы и расходы бюджета в реальном исчислении. В связи с сокращением государственной собственности наибольшая статья госбюджетов советского времени – "расходы на народное хозяйство" – отошла на второй план.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и их участников по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.