Опыт Франции: дирижизм и индикативное планирование
Наибольшее распространение государственное планирование получило во Франции. Для внедрения индикативного планирования во Франции был создан специальный орган – Генеральный комиссариат по планированию. Он стал определять оптимальные траектории экономического развития как государственного, так и частного секторов экономики. Анализ начальных условий и ограничений позволяет с помощью минимальных затрат достигнуть фиксированных целей развития.
Теоретической основой государственного управления является дирижизм – экономическая политика, придающая государству как гаранту общего интереса ведущую роль в принятии экономических решений.
Первый пятилетний план Франции (1947-1952 гг.) охватывал шесть ключевых отраслей экономики:
· угольную промышленность;
· энергетику;
· черную металлургию;
· производство цемента;
· сельскохозяйственное машиностроение;
· внутренний транспорт.
Успешное его решение позволило в дальнейшем распространить планы на экономику всей страны. Эти планы не обязательно имели период в пять лет.
С начала 60-х гг. в них стали появляться социальные цели и вопросы территориального развития. По мере совершенствования планирования стали использовать прогнозы в системе национального счетоводства с формулировкой задач экономического роста и созданием сценария состояния экономики в последний год плана, т.е. формулировались пропорции, объемы производства основных видов продукции, рассматривались социальные показатели – заработная плата, социальные пособия и т.п.
С начала 70-х гг. во французском планировании все меньше стали применяться индикаторы, которые бы имели стоимостную основу.
Вначале планирование осуществлялось только Генеральным комиссариатом и, в основном, охватывало чисто технические органы управления, но с пятого (1965-1970 гг.) план стал утверждаться в парламенте, а процесс разработки был поделен на два этапа – составление схемы основных направлений, а затем создание собственно плана.
С помощью государственного планирования и, прежде всего, распределения государственных финансов правительство укрепляло свою власть и получило множество реальных рычагов воздействия на экономику: государственные заказы, кредитование, контроль над ценами, инфляцией, регулирование налогов и т.д.
На планирование во Франции, других странах большое влияние оказывают процессы мировой конъюнктуры. Необходимость защиты внутренних товаропроизводителей вызвала появление таких планов, как планы стабилизации, которые должны были восстановить условия для сбалансированного развития страны из-за большого роста инфляции на мировом рынке. Главной целью экономической политики после этого становится регулирование колебаний (недопущение спада производства), а также стагфляции (спада или значительного замедления экономического развития и торговли при одновременном повышении инфляции и безработицы).
С середины 80-х гг. национальный план позволяет получить представление о состоянии экономики в конце заключительного периода времени, но не служит выполнению поставленных целей экономического роста. Все большее распространение получают программы, которые имеют ссуженный фронт действий и, в основном, охватывают государственный сектор, бюджетные затраты, которые надо направлять на обновление основного капитала.
Во Франции государство постоянно уделяло внимание совершенствованию методов планирования. ЕЭС рекомендовало своим странам-членам использовать французский опыт при составлении среднесрочных экономических программ. В настоящее время индикативное планирование во Франции охватывает стратегические области развития страны (производство, цены, занятость, платежный баланс), что позволяет смягчать факторы неопределенности и иметь более сбалансированную национальную экономику. При этом в основном используются косвенные методы воздействия на государственный и частный сектора экономики, где главное внимание уделяется достижению кратко- и среднесрочных прогнозов.