Вмешательство государства в управлении экономикой в социально ориентированных странах (Германия, скандинавские страны и др.)
Опыт Советского Союза по общегосударственному регулированию и планированию с середины 40-х гг. стал усиленно внедряться в развитых странах Европы (Франция, Италия и др.) и в Японии.
Если директивный план, который разрабатывался в Советском Союзе, был, в основном, производственно-техническим, то индикативный в индустриальных странах – это, главным образом, экономический план. В директивном планировании основное внимание уделяется производству продукции в натуральном исчислении, исходя из имеющихся производственных мощностей. При индикативном планировании на первое место ставится потребитель, и с помощью рыночных отношений формируются связи между секторами экономики. Государственное регулирование в этом случае нацелено, в основном, на совершенствование макроэкономических показателей.
В странах с рыночной экономикой в качестве таких показателей, характеризующих развитие национального хозяйства, могут применяться:
· параметры экономического роста;
· различные структуры и пропорции в экономике;
· индикаторы финансов и денежного обращения;
· рост инфляции;
· уровень занятости и безработицы, доходов и т.д.
Для рыночной экономики, по мнению западных ученых, более реалистичной является схема планирования, в которой из единого центра выделены крупные децентрализованные органы управления, имеющие собственные системы предпочтений. В государствах с преобладающей долей частной собственности право принимать некоторые виды управленческих решений передано локальным органам, формирующим свою группу и имеющим собственную систему предпочтений. Эти частные цели, как правило, проще, чем цель центрального органа. Предполагается, что достижение частной цели способствует достижению генеральной цели.
В случае если государство является федерацией, региональные цели местных органов управления должны быть взаимоувязаны с экономическими возможностями данной территории, и не могут быть ориентированы на использование ресурсов федерального правительства.
В развитых странах широкое распространение имеет отход от составления национальных планов в форме бюджетов, и складываются новые направления планирования.
Возрастает значение роли средне- и долгосрочных планов, и происходит интегрирование планирования производственной деятельности с наукой, образованием, здравоохранением. Для развитых европейских стран потребность в планировании определяется также необходимостью защиты окружающей среды.
В странах Европы и Северной Америки наравне с монетаризмом проявляется тенденция к сохранению и далее к расширению планирования. К факторам, вызывающим потребность в планировании, относятся следующие:
· механизм свободного рынка обладает всеми признаваемой неустойчивостью, для преодоления которой требуется макроэкономическое регулирование;
· индустриальные страны испытывают большую потребность в преодолении негативных последствий загрязнения окружающей среды;
· по мере усложнения масштабов стратегической деятельности усложняются и технологические связи между агентами рынка;
· государственное планирование, которое наиболее значимо проявилось во время кризисных ситуаций (войн), также понуждает экстраполировать применение планирования и при спокойном, эволюционном развитии экономики.
Факторы, которые предопределяют возможность осуществления государственного регулирования:
· при планировании национальной экономики у правительства увеличивается доля ресурсов, которой оно может распоряжаться;
· созданные во время кризисных ситуаций планирующие органы страны продолжали существовать, и после преодоления негативной ситуации;
· современные экономические теории уделяют большое внимание различным инструментам планирования. Реализация этих теорий позволяет добиваться полезных результатов, как в отдельных странах, так и в целом в мировой экономике;