Организация составления государственных и региональных планов в рыночных условиях
В настоящее время основной документ, с помощью которого осуществляется руководство страной – федеральный бюджет. Также разрабатываются долгосрочные программы (планы) на 10, 5 лет и среднесрочные – на 3 года. В основном в управлении используются среднесрочные программы. В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010гг.
В современных условиях на уровне страны макропоказатели текущего (оперативного) планирования в основном используются при разработке и принятии прогноза и бюджета. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством различных методов:
· Нормативный - на основе заранее установленных норм рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах, определяются их источники;
· расчетно-аналитический - устанавливается плановая величина финансового показателя на основе анализа достигнутой величины этого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде. Применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды потребления, накопления, резервный, по отдельным видам использования финансовых результатов;
· балансовый - позволяет достигнуть увязки имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них путем построения различных балансов;
· метод оптимизации плановых решений - разработке нескольких вариантов расчетов и определении того варианта, при котором оптимум развития объекта управления (наилучшее состояние системы) достигается при минимальных затратах ресурсов, как материальных, так и финансовых, и трудовых;
· экономико-математическое моделирование.
Нормы и нормативы делятся на ресурсные (например, расход топливно-энергетических ресурсов на производство единицы какой-либо продукции); экономические (доход на душу населения); социальные (потребление килокалорий на душу населения, обеспеченность жилой площадью); финансовые (размер уставного капитала коммерческого банка, амортизационные отчисления, размеры обязательных платежей и т.д.).
С помощью нормативов может регулироваться как сектор нефинансовых корпораций рыночной экономики, так и финансовый. Распространено применение нормативов налоговых платежей и социальных отчисленийр. С помощью законодательных документов широко вводятся нормативы для всех членов общества по пенсионному обеспечению, регулируются расходы на образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное обслуживание за счет различных бюджетов.
Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты. Например, федеральные стандарты устанавливают пределы денежных расходов отдельных членов общества на жилье и коммунальные нужды в семейном бюджете.
Федеральные органы сохраняют с советских времен лимиты потребления топливно-энергетических, водных ресурсов в натуральном и стоимостном выражении для предприятий и организаций бюджетной сферы в соответствии с конкретными федеральными целевыми программами. Установлены лимиты потребления бензина, ГСМ для отдельных видов транспорта, которые обеспечиваются им за счет бюджета.