Сущность разгосударствления. Особенности и этапы осуществления приватизации в РФ
Приватизация – это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Разгосударствление экономики – более широкий процесс, чем просто приватизация.
Происходит разделение собственности на:
· Федеральную;
· Муниципальную;
· местных самоуправлений и т.д.
Подготовка к приватизации в России началась с распада Советского Союза.
29 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий". В этот период начинается активное осуществление приватизации. В это время было принято решение о безвозмездной приватизации на основании ваучеров – государственных ценных бумаг целевого назначения, которые выдавались абсолютно всем гражданам России и оценивались в 10000 руб., как часть госсобственности, которая принадлежала отдельному человеку. Каждый житель РФ независимо от возраста, социального положения, уровня доходов получил ваучер, дававший право приобрести акции приватизированных предприятий. Держатель чека мог его использовать по своему усмотрению.
Приватизация не оказала позитивного влияния на динамику макроэкономических показателей. Наоборот, сокращение объемов производства в промышленности, строительстве и других отраслях материального производства в первые годы разгосударствления приобрело более высокие темпы, чем раньше. После того, как закончился ваучерный процесс приватизации, во втором полугодии 1994 г. начался ее денежный этап. Его целью являлась продажа предприятий за денежные средства и максимизация бюджетных доходов.
Принятый в 1997 г. Закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" расширил методы приватизации, стоимость объектов определяется с учетом размеров уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости, проводятся коммерческие конкурсы с инвестиционными (социальными) условиями, используется понятие "аренда с выкупом по рыночной стоимости".
Через десять лет активного реформирования экономики, после затянувшегося кризиса постепенное улучшение началось во второй половине 1999 г. за счет роста производства импортозамещающих товаров, благоприятной мировой конъюнктуры, а также военных действий в "горячих точках" страны. Одна из главных причин негативного результата приватизации – это ее завышенный, ускоренный темп, который опережал и формирование нормативно-правовой базы, и создание соответствующих федеральных и муниципальных структур по управлению процессом приватизации, а также госсектором, и формирование нового, рыночного менталитета граждан.
По завершении первого этапа приватизации фактически не были обнародованы цифры о реальном количестве собственников в Российской Федерации. До лета 1998 г. довольно интенсивно продолжалась концентрация акций у определенного круга лиц и, как результат, активно развивался процесс расслоения населения. Поступление средств от приватизации предприятий практически не оказывает существенного влияния на российскую экономику. Это свидетельствует о том, что при денежной приватизации спрос имеют высоколиквидные предприятия, а у абсолютного большинства предприятий – номинальные ценные бумаги, которые не находят места на фондовом рынке.