Применение программно-целевого метода регулирования экономики
Метод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.
По содержанию выделяют:
· Экономические;
· Социальные;
· научно-технические;
· инновационные;
· инвестиционные;
· экологические;
· оборонные программы.
Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают:
· долгосрочные (свыше 10 лет);
· среднесрочные (3-5 лет);
· краткосрочные (до года).
В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификации страны.
Реализация программно-целевого метода в современных условиях России осуществляется в виде федеральных целевых программ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ федеральная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В составлении программы выделяются следующие этапы:
· отбор проблем для включения в программу;
· принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
· экспертиза и оценка целевой программы;
· утверждение целевой программы;
· управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
Инициатором постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица. Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:
· значимость проблемы;
· невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;
· принципиальная новизна технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
· необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
Предложения о разработке программы рассматривает Министерство экономического развития и торговли РФ. Правительство на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика, который несет ответственность за составление и реализацию целевой программы.
Концепция программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого размеры ресурсов.