Прогнозирование развития национальной экономики
Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможностях состояния объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний.
Прогнозирование социально-экономического развития представляет собой систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей, и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития.
В зависимости от поставленных целей существуют различные классификации прогнозов.
Прогнозы по срокам делятся на:
· оперативные (сроком до одного месяца);
· краткосрочные (от одного месяца до одного года);
· среднесрочные (от года до пяти лет);
· долгосрочные (от пяти до пятнадцати – двадцати лет);
· дальнесрочные (свыше двадцати лет).
По способам представления результатов прогнозы подразделяются на:
· Точечные;
· интервальные.
По методам разработки различают:
· пассивные прогнозы, основывающиеся на изучении экономических процессов, обладающих большой инерционностью;
· активные (целевые), опирающиеся на систему моделей экономической динамики, учитывающих возможность некоторого воздействия на общий ход экономических процессов.
В зависимости от масштабов они могут быть:
· народно-хозяйственными;
· межрегиональными;
· межотраслевыми.
В зависимости от характера объекта прогнозы бывают:
· Экономические;
· научно-технические;
· социально-демографические;
· экологические и др.
Экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системность, научная обоснованность, целенаправленность, адекватность, альтернативность.
В рыночной экономике прогнозирование выполняет три основных функции:
· предвидение тенденций изменения объекта хозяйствования и окружающей среды в будущем;
· оценку возможных последствий принимаемых хозяйственных решений;
· корректировку результатов выполнения принятого решения.
В настоящее время существуют более 100 различных методов.
Среди наиболее заметных – методы экстраполяции, экономико-математического моделирования, методы экспертных оценок.
Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства. При составлении прогнозов вначале должна формироваться концепция социально-экономического развития, в которой должны быть обозначены стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, а также направления и средства реализации указанных целей.
Прогнозы должны разрабатываться на пять лет, на десятилетний период, но ежегодно подлежат корректировке. Исходным материалом для составления прогнозов, согласно федеральному закону, является комплексный анализ демографический ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, социальной структуры, внешнеэкономического положения РФ. Прогнозы должны разрабатываться по народно-хозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам и отдельно для государственного сектора.