Классификация основных методов госрегулирования
Экономическая политика реализуется посредством механизма государственного воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов.
В зависимости от выбранного критерия и способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия.
Прямое воздействие – это такое регулирование со стороны объекта (в данном случае – государства), при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. К ним относят бюджетное инвестирование, лицензирование хозяйственной деятельности и т.д. Высокая эффективность таких методов достигается при их оперативном применении.
Методы косвенного воздействия заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени. В рыночной экономике наибольшую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику. Большой вес выполняет регулирование государством налогового законодательства и сбор налогов.
При классификации методов управления выделяют административные и экономические.
К административным методам относят такие меры, как запрет; разрешение; принуждение. Для каждой сферы экономики степень их применения различна. К примеру, административные методы часто применяются при охране окружающей среды, при регулировании разрешений на ведение предпринимательской, индивидуально-трудовой деятельности, выдаче лицензий.
Особое место в классификациях методов занимают разгосударствление и приватизация собственности. По всей видимости, эти методы административного воздействия являются одними из основных, но их реализация возможна лишь при наличии адекватных защитных мер.
Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе следующие глобальные направления:
· прогнозирование;
· планирование;
· государственное целевое управление;
· денежно-кредитное и бюджетное регулирование.
Макроэкономические инструменты регулирования экономики базируются на аналитических исследованиях имеющихся данных, выявлении внешних и внутренних связей анализируемого объекта макроэкономики, системном изучении рассматриваемых явлений или процессов, формулировании суждений определенной достоверности относительно настоящего и будущего объекта макроэкономики. Данные методы можно сгруппировать по следующим признакам: степени формализации; способу получения и обработки информации; способу получения параметров макроэкономической модели; принципу действия модели и т.д. Макроэкономические методы включает в себя также математико-статистические методы. В результате на их основе возможна разработка прогнозов экономического развития и перспективных планов.
При решении задач комплексного развития экономики широко применяются методы:
· системного анализа и синтеза. Системный анализ состоит из следующих стадий: постановка задачи; определение целей и критериев оценки; структурный анализ факторов, тенденций, их взаимозависимости; концепция развития; варианты решения поставленной задачи.
· морфологического анализа, предполагающий максимальное разностороннее знание объекта, в том числе и его историю. На основании систематизации информации определяются различные параметры развития объекта и альтернативные способы их достижения.
· Регрессивного анализа – это нахождение зависимостей определенной величины (объекта) от других величин (объектов).
· Корреляционной зависимости позволяет определить взаимосвязь между разными показателями, тенденциями, их взаимное влияние. Парная корреляция характеризует взаимосвязь между двумя, а множественная – между несколькими показателями.
· экстраполяции, с помощью которого динамика процессов, плановых (прогнозируемых) показателей на перспективу определялась тенденциями их изменений в прошедшем периоде.
· интерполяции – на основе показателей начального и конечного состояний формулируются изменения за данный промежуток времени и определяются средние показатели величины в любой точке прошедшего периода.