Объекты и субъекты госрегулирования экономики
Объекты управления - то на что направлены государственная экономическая деятельность и политика.
Субъекты управления - структуры, лица, которые осуществляют.
Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.
На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования.
Первый блок – это макроэкономические объекты ГРЭ:
· экономический рост национального хозяйства;
· структура национального хозяйства;
· региональная политика;
· инвестиционный климат;
· цены и ценообразование;
· антиинфляционная политика;
· научно-техническая и инновационная политика;
· государственный сектор;
· предпринимательство;
· антимонопольная политика;
· теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
· денежно-финансовое обращение;
· условия сохранения и накопления капитала;
· налоги и налогообложение;
· государственный внешний и внутренний долг;
· платежно-торговый баланс страны;
· экспортно-импортные операции.
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:
· занятость, безработица, миграционные процессы;
· социальная защита и социальное обеспечение;
· образование;
· здравоохранение;
· охрана окружающей среды.
Субъекты государственной экономической деятельности.
Как мы уже говорили, это само государство, которое включает в себя, помимо федеральных образований, региональные (субъекты Федерации), местные (города, районы, села, поселки).
Во всех субъектах ГРЭ следует выделять:
Носители хозяйственных интересов - физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Носители экономических интересов занимают различные места в экономической структуре общества в зависимости от наличия капитала. Прогрессивной тенденцией является объединение хозяйствующих субъектов в различные корпоративные союзы, которые бы могли более слаженно и результативно отстаивать свои интересы в административных и государственных структурах. Также есть много типов объединений индивидуальных носителей: по виду, имуществу, месту деятельности, доходам, профессиональным, национальным интересам и т.д.;
Выразители хозяйственных интересов – политические партии. Для многих стран Европы характерно наличие в государстве двух ведущих партий, которые можно условно назвать консервативными и социалистическими. Все остальные же партии, как правило, небольшие и выполняют промежуточную роль при формировании правительства из представителей партий, победивших на парламентских выборах;
Исполнители хозяйственных интересов - отдельная ветвь управления и власти, которая так и называется – исполнительная, а также государственный Центральный банк.