Реструктуризация задолженности по обязательным платежам
Задолженность юридических лиц по обязательным платежам включает задолженность по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства.
До 2001 г. реструктуризация фискальной задолженности осуществлялась в соответствии с законами о федеральном бюджете РФ на соответствующий год и соответствующими постановлениями Правительства РФ. Такие постановления выпускались ежегодно: постановление от 5 марта 1997 г. № 254; от 14 апреля 1998 г. № 395; от 3 сентября 1999 г. № 1002 и т.д.
Начиная с 1 января 2001 г. все ранее действовавшие схемы реструктуризации фискальной задолженности прекратили свое существование. С этого момента реструктуризация задолженности предприятий по обязательным платежам может осуществляться исключительно в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Налоговым кодексом установлены три возможных способа реструктуризации фискальной задолженности предприятия.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на 1—6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 2 ст. 64 части первой Налогового кодекса РФ):
1) ущерб в результате стихийного бедствия, техногенной ката строфы и иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
3) угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
4) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.
Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на 3—12 месяцев при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пп. 1-3 п. 2 ст. 64 части первой Налогового кодекса РФ.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль предприятию, а также по региональным и местным налогам. Основанием для получения инвестиционного налогового кредита может быть:
1) проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
В зависимости от способа, оснований и условий реструктуризации фискальной задолженности на недоплаченную сумму налога начисляется процент, величина которого рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Банка России.
Предоставление и учет предоставленных отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов осуществляется Министерством финансов РФ.
Требует отдельного обсуждения проблема реструктуризации фискальной задолженности предприятия в ходе применения к нему процедур банкротства.
Законодательством о банкротстве предусмотрены следующие основные способы реструктуризации кредиторской задолженности предприятия:
• удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления;
• мораторий на удовлетворение требований кредиторов в процедуре внешнего управления;