Конкурентоспособность экспорта
Расширение экспорта может ожидать практически любые группы российских товаров. На мировых рынках идет жесткая конкуренция во всех сегментах. Сейчас в правительстве формируется специальный департамент поддержки экспорта, который будет заниматься реализацией программ содействия российским экспортерам. Неожиданно для России стали экспортерами сельскохозяйственных товаров, и доступ на мировые рынки становится критически важным. Самый дорогой экспортный товар – знания. Их и надо экспортировать – знания, воплощенные в современных технологиях, в программном обеспечении, ноу-хау, разработках. Оффшорное программирование приносит Индии и Израилю больше денег, чем доходы от нашей нефти. Разработки научно-технического комплекса должны войти в номенклатуру экспорта. Основными статьями российского экспорта остаются сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть, нефтепродукты, газ, сталь, алюминий, лес, вооружение и военная техника. Исследования конкурентоспособности российской промышленности, в том числе в ИМЭМО РАН, показывают, что основная часть продукции российской промышленности конкурентоспособна только на рынках России и СНГ.
Конкурентоспособные отрасли на мировом рынке:
1. биотехнологии, растущие в развитых странах с темпами около 50 – 100 % в год;
2. информационные технологии, рост которых составляет 30 – 40 % ежегодно;
3. станкостроение;
4. микроэлектроника;
5. авиационная промышленность.
Ключевая проблема российского экспорта состоит в избыточной привязке к неустойчивым сырьевым рынкам. Проблема в том, что сектора экономики, которые формируют ее современный облик, могут развиваться только будучи интегрированными в мировые рынки.
Российская таможня преуспевает в фискальных показателях, но снижает конкурентность российского экспорта.
География торговых связей предприятий Минпрома охватывает почти 100 стран мира. В первом полугодии возросли поставки в страны СНГ и дальнее зарубежье. За шесть месяцев темп роста экспорта в Украину составил 159,4 %, в Египет увеличился в 9,5 раза, Венгрию – в 3раза, Иран – в 8,5 раза, Румынию – в 1,6 раза.
Для успешного закрепления и расширения присутствия на внешних рынках Министерством промышленности разработана стратегия развития экспорта на 2005 – 2010 гг., целью которой является обеспечение агрессивной экспортной политики, повышение конкурентоспособности экспорта, рост эффективности внешнеэкономической деятельности.
Рецепт повышения конкурентоспособности экспорта от Всемирного банка прост: необходимо увеличить скорость прохождения товара через границу, внедрение системы электронного декларирования товаров.
Успешным руководителям понятно, что переход на новую структуру и даже налаживание горизонтальных связей между подразделениями не приведут к качественному изменению конкурентоспособности предприятия. Новый уровень конкурентоспособности придаст только формирование таких свойств, как инновационность и адаптивность, т.е. определенный образ деятельности фирмы, организация управления, выстроенная на принципах самоорганизации.