Научные исследования и конкурентоспособность современной фирмы
Конкурентоспособность предприятия определяется по нескольким критериям оптимальности: локальному, глобальному, внешнему и внутреннему.
Локальный критерий определяет эффективность использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента.
Внешний критерий оценивает эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия.
Внутренний критерий оценивает подсистемы конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности.
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию для определения своих преимуществ и недостатков и разработки собственной стратегии успеха и поддержания конкурентного преимущества.
Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет:
1) разработать меры по повышению конкурентоспособности;
2) выбрать партнера для организации совместного выпуска продукции;
3) привлечь инвестиции в эффективное производство;
4) составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки и т. д.
Методы оценки собственной конкуренции:
1) матричный метод, разработанный «Бостонской консалтинговой группой»;
2) метод оценки товара (услуги) предприятия;
3) метод основанный на теории эффективной конкуренции.
Показатели конкурентоспособности предприятия:
1) Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия: издержки производства на единицу продукции, фондоотдача в стоимостном выражении, рентабельность товара, производительность труда в стоимостном выражении на человека.
2) Показатели финансового положения предприятия: коэффициенты автономии, платежеспособности, абсолютной ликвидности, оборачиваемости оборотных средств.
3) Показатели эффективности организации: рентабельность продаж, коэффициенты затоваренности готовой продукции, загруженности производственной мощности, эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.
4) Показатели конкурентоспособности товаров: качество товара, цена товара.
На рынке программных продуктов существуют различные системы, реализующие методы маркетинговых исследований рынка:
1) SWOT-анализ, используемый для изучения преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами;
2) стратегия 4Р (Product, Price, Place, Promotion), определяющий для каждой группы потребителей соответствующего товара цены, места продажи, способа продвижения товара;
3) матрица Анзоффа, реализующая позиционирование товара на рынке;
4) модель Розенберга – линейно компенсационный метод какого-либо показателя.
Антимонопольная политика и ограничение конкуренции
Антимонопольная политика – одно из направлений государственного регулирования экономики, составляет систему мер, предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.
Антимонопольная политика проводится по направлениям:
1) Ограничение монополизации рынка;
2) Запрещение слияний конкурирующих компаний;
3) Запрещение установления монопольных цен;
4) Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
В странах Запада государство стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США.
Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать любую отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. и тюремное заключение сроком до одного года
Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (в 1914, 1939 и 1950 гг.). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.
Закон Клейтона (1914 г.) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, влекущие уничтожение конкуренции, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния. В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.
Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли, т. е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.
Закон Селлера-Кефовера (1950 г.) запрет на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Запрещались горизонтальные и вертикальные слияния