Современный рынок и конкуренция. Модели рынка
Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка.
1. Рынок чистой (совершенной) конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения. Для него характерно:
1) в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров;
2) препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция отсутствуют;
3) конкуренция развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены.
2. Рынок монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция возникает тогда, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы предлагают покупателям товары-аналоги. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы при такой конкуренции вступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т. д.
3. Рынок олигополистической конкуренции (олигополия).
Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающие покупателей разновидности товаров или привлечь наибольшее число покупателей за счет низких цен, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов и стать хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. На рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции, т. к. практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.
4. Рынок чистой монополии.
На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, т. к. альтернативного изготовителя (продавца) не существует. Огромная доля продукции выпускается одним предприятием – абсолютным монополистом. Единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя – не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.