Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность – это сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента.
Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:
а) качество производимой продукции определяется новейшими технологиями и квалифицированным персоналом;
б) профессионализмом директората;
в) низкой себестоимостью;
г) реклама (прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением).
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов:
1) технических;
2) экономических;
3) социально – организационных.
Технические параметры наиболее жесткие.
По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты и т. д.) и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт и т. д. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально-организационные параметры – учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.
Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Термин «конкурентоспособность» – это:
а) многовариантность (под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли);
б) относительность (конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других);
в) различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне товара, предприятия, отрасли и т. д.