Реформирование ценообразования.
В системе ценообразования в строительстве произошли существенные изменения, которые связаны, в первую очередь, с внедрением новой государственной сметно-нормативной базы 2008 года.
В 2003 году было 48 сборников на строительные работы, но отсутствовал 35-й – на подземные работы. В 2008 году этот сборник был восстановлен, благодаря чему количество элементно-сметных норм увеличилось с 43 тысяч до 44,5 тысячи. При переработке элементно-сметных норм в единичные расценки раньше было рассчитано 45 сборников (из 48). В новой редакции таких сборников стало 46 (из 47). Единичных расценок стало больше – 42 790
Изменилась кодификация материалов. Материалы из одного сборника переписались в другой, при этом изменился не только номер сборника, но и позиция после номера. (против 35,5 тысячи в старой редакции). Таким образом, новая нормативная база, не совместима со старой.
Основной и самый важный этап реформы ценообразования в строительстве – это возврат к бюджетному планированию на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) и укрупненных показателей конструктивных решений (УПКР). В постановлении Правительства № 427 от 18.05.2009 г речь идет об укрупненных показателях как об определителе максимальной стоимости строительства объекта, превышать которую нельзя. Более того, фиксирование максимальной цены объекта, публичный метод оценки стоимости и официальные нормативы – это прямой антикоррупционный шаг, который не позволит завышать стоимость и получить излишки денег в виде взяток. Государство получит механизм и данные, на которые оно может опираться при составлении бюджета на последующие периоды.
Второй этап - подготовка существующей сметно-нормативной базы к дальнейшему использованию в основном этапе. По п.2.5 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС81-35.2004), Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) используются для разработки укрупненных нормативов. С этим и связана была работа по их переработке, корректировке и дополнениям. С этим же связаны и перекодировка ресурсов, которая позволит в дальнейшем вводить общие для всей территории страны новые ресурсы, и выпуск новых единичных расценок всех уровней.
Государственная сметно-нормативная база ГЭСН, ФЕР редакции 2008–2009 годов состоит в из двух частей: первая – нормы и расценки на новое строительство и ремонтно-строительные работы (ГЭСН, ФЕР, ГЭСНр, ФЕРр) введенные в действие приказами Минрегиона № 207 и № 253; вторая – нормы и расценки на монтажные, пусконаладочные работы и работы по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНм, ГЭСНп, ГЭСНмр, ФЕРм, ФЕРп, ФЕРмр), а также сборники средних сметных цен на эксплуатацию машин и автотранспортных средств и сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции в редакции, введенной в действие письмом Росстроя № СК-2919/02.
В официальной редакции сметно-нормативной базы, действующей на настоящий момент, – около 3800 новых расценок (ФЕР, ФЕРр), в том числе учитывающих технологии по устройству автомобильных работ, благоустройству территории, прокладке трубопроводов больших диаметров, горизонтального бурения скважин и т.д.
Федеральные единичные расценки (ФЕР), согласно п. 2.12, 3.28 и 3.30 МДС81-35.2004, служат для определения сметной стоимости базисно-индексным методом. Изменились базовые стоимостные показатели расценок. Второй участник расчета – индекс служит для приведения базового уровня цен к текущему.