Рынок: понятие и функции. Структура и инфраструктура рынка.
В обыденной жизни под рынком понимается место, где происходит обмен товаров, их купля-продажа. Однако, рынок сложное и многогранное понятие. В наиболее общей трактовке он представляет тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Экономика, где рыночные отношения являются всеохватывающими и господствующими, называется рыночной.
Основные свойства экономики рыночного типа:
распространение рыночных отношений во все сферы хозяйственной деятельности;
охват рынком всех регионов страны.
Субъекты (участники) рынка:
домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;
фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход;
государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.
Объекты рынка — товары и деньги.
Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.
Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:
свобода хозяйственной деятельности;
свобода ценообразования;
личный экономический интерес;
высокая мобильность факторов производства;
полная ответственность за результаты деятельности;
ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества.
Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе.
Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.
Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.
Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.
Регулирующая функция. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.
Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.
Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.
Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимается внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать:
по объектам рыночного обмена — товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный (денег, ценных бумаг, валюты);
по организации рыночного обмена — оптовый, розничный;
по формам собственности — частный, кооперативный, государственный;
по отраслям — текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие;
по видам конкуренции — рынок совершенной и несовершенной конкуренции;
по правовому положению — легальный, «теневой», криминальный;
по географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой.
Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура. Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования. К инфраструктуре рынков относятся биржи, торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д.