Результативность работы ТОО «Sat timur» от реализации продукции сельского хозяйства
Помимо выручки на изменение валовой прибыли оказала себестоимость проданных товаров в 2009 году, которая увеличилась в 1,7 раза относительно 2008 года (с 15796 тыс. тенге до 26751 тыс. тенге соответственно), в 2010 году себестоимость проданных товаров уменьшилась в 2,4 раза (с 26751 тыс. тенге до 13225 тыс. тенге соответственно.
Прибыль (убыток) от продаж в 2009 году увеличилась в 24 раза по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году сократилась в 5,9 раза относительно 2009 года.
Прибыль (убыток) до налогообложения в 2009 году увеличилась в 28 раз по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году сократилась в 5,7 раза относительно 2009 года.
Чистая прибыль анализируемого предприятия в 2009 году увеличилась в 39,3 раза по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году сократилась в 5.5 раза относительно 2009 года.
Рентабельность – это один из важнейших показателей характеризующих эффективность работы предприятия. Рентабельность более полно чем прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, т.к. ее величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.
Показатели рентабельности сгруппированы следующим образом:
- показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;
- показатели, характеризующие рентабельность продаж;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Основные задачи анализа рентабельности:
-изучить динамику уровня рентабельности;
-оценить выполнение плана по уровню рентабельности;
-определить влияние на изменение уровня рентабельности отдельных факторов;
- сделать выводы по результатам проведенного анализа.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность производства – отражает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на рубль производственных ресурсов предприятия:
Рп = (БП/(ОС+МПЗ)) * 100%, (23)
где БП – бухгалтерская прибыль(до налогообложения);
ОС – средняя стоимость основных средства за расчетный период
МПЗ – средняя стоимость МПЗ за расчетный период;
2008 год:
Рп = (1942/(22+1865)) * 100% = 102,9%
2009 год:
Рп = (4459/(185+3786)) * 100% = 112,3 %
2010 год:
Рп = (781/(143+2414,5)) * 100% = 30,5%
Рентабельность продаж – характеризует сколько БП приходиться на тенге объема продаж:
Рпродаж = БП/ВР * 100%, (24)
где ВР – выручка от реализации продукции, товаров и услуг без косвенных налогов;
2008 год:
Рпродаж = 1942/30842 * 100% = 6,3%
2009 год:
Рпродаж = 4459/39138 * 100% = 11,4%
2010 год:
Рпродаж = 781/15209 * 100% = 5,1%
Рентабельность совокупных активов – Отражает величину прибыли, приходящейся на рубль совокупных активов:
Ра = БП/А * 100%, (25)
где А – средняя стоимость совокупных активов за анализирующий период;
2008 год:
Ра = 1942/10150 *100% = 19,1%
2009 год:
Ра = 4459/14940 * 100% = 29,8%
2010 год:
Ра = 781/10863 * 100% = 7,2%
Рентабельность оборотных активов отражает величину БП, приходятся на рубль оборотных активов:
Роа = БП/ОА * 100%, (26)
где ОА – стоимость средняя оборотных активов за анализируемый период
2008 год:
Роа = 1942/10128 * 100% = 19,2%
2009 год:
Роа = 4459/14755 * 100% = 30,2%
2010 год:
Роа = 781/10729 *100% = 7,3%
Рентабельность собственного оборотного капитала – характеризует величину БП, приходятся на тенге чистого оборотного капитала: