Введение
В цивилизованной рыночной экономике малый бизнес (МБ) играет значительную роль в общественном развитии, обеспечивая существенный вклад в формирование ВВП и занятость большинства трудоспособного населения.
Способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, апробировать выдвинутые идеи делают малое предпринимательство достаточно привлекательным для широких слоев населения.
В РК использование экономического потенциала малого предпринимательства и ориентация его на эффективное развитие в стране и отдельных регионах пока не является реальным приоритетом государственной политики. Данный сектор экономики не оказывает системного трансформационного воздействия на структурные изменения, как в национальной, так и региональной экономике, что предопределяет необходимость выработки новой политики, направленной на активизацию процессов развития малого предпринимательства.
Оценка эффективности развития малого бизнеса - это инструмент развития региональной экономики, улучшения социального климата, разрешения проблем политического характера.
Функционирование малого бизнеса требует от руководителей хозяйствующих субъектов умения видеть перспективу развития и принимать стратегические управленческие решения, основанные на комплексном и системном подходе, на анализе факторов внешней и внутренней среды, на стремлении обеспечить прогресс развития системы «малое предпринимательство», выступающей в качестве подсистемы системы более сложного порядка - единой экономической системы региона.
Сложность системы стратегического управления малым бизнесом региона предопределяет разработку теоретико-методологических подходов к оценке эффективного развития этой системы.
Исследование данной проблемы показало, что не достаточно внимания уделяется комплексной оценке эффективного развития МБ в регионе. Большинство предлагаемых отечественными авторами методик не позволяет объективно оценить уровень его эффективного развития, что сказывается на принятии решений о создании оптимальных условий для развития и эффективного функционирования МБ в регионе. Все это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования, определило цель исследования.
Малый бизнес становится предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. В экономической литературе глубоко изучены сущностные вопросы малого предпринимательства, особенности регионального отраслевого управления субъектами малого бизнеса, его вклад в общественное развитие, причины, тормозящие эффективность его функционирования.
Целью исследования является экономическая оценка деятельности предприятий малого бизнеса.
Комплекс задач исследования, сформулированный в соответствии с поставленной целью.
1. Провести теоретическое исследование оценки эффективного развития МБ на макроуровне на основе систематизации различных методологических подходов и методов.
2. Изучить предпосылки, состояние, тенденции развития МБ в Казахстане и особенности их проявления.
3.Обосновать основные этапы методического подхода комплексной оценки эффективного развития предприятий малого бизнеса.
4.Произвести анализ финансово-экономической деятельности исследуемого объекта.
5 Предложить пути повышения экономической оценки предприятий малого бизнеса.
Объект исследования – предприятие малого бизнеса ТОО ««Sat timur» .