Задачи и методы анализа товарооборота
Основными задачами анализа товарооборота являются:
- проверка степени выполнения плана товарооборота и удовлетворения спроса покупателей;
- изучение динамики товарооборота;
- изучение состава товарооборота (по видам, организационным формам продажи и товарной структуре);
- определение и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на отклонение фактического товарооборота от планового и на его динамику;
-выявление путей и возможностей увеличения товарооборота, ускорения времени обращения товаров, нормализации товарных запасов и улучшения торгового обслуживания покупателей;
-разработка мер по ликвидации выявленных в процессе анализа недостатков в торговле и максимальному использованию установленных внутрихозяйственных резервов.
Анализ объема товарооборота начинается с исчисления фактической величины реализации товаров. Фактический товарооборот предприятий и организаций складывается из суммы торговой выручки, поступившей в кассы магазина; и суммы, сданной в банк или кассу вышестоящей торговой организации; из мелкооптовых продаж (по безналичному расчету); расходов, произведенных за счет кассовой выручки (подтвержденных документами) [12, c.128].
Объем товарооборота предприятий и организаций, осуществляющих продажу товаров в кредит, слагается из суммы, поступившей в кассу, и суммы предоставляемого покупателям кредита. Определив объем фактического товарооборота и сравнив его с планом, можно перейти к следующим стадиям экономического анализа.
Анализ динамики товарооборота производится для того, чтобы выявить, соответствует ли развитие товарооборота предприятия планам.
К методам анализа товарооборота относятся [24, c.53]:
- построение динамических рядов;
- использование относительных и средних величин;
- сравнение;
- индексный метод;
- построение трендовых и регрессионных моделей динамики;
- цепная подстановка;
- балансовая увязка показателей;
- построение графиков и др.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
При анализе товарооборота используют систему индексов [25, c.420]:
-индекс физического объема товарооборота (I);
-индекс товарооборота в фактических действующих (текущих) ценах (Iт);
-индекс цен (Iц).
Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Он определяется по следующей формуле (10):
J т/о (шт) = Тф шт / Тпр шт, (10)
где Jт/о (шт) – индекс физического объема товарооборота;
Тф шт - товарооборот фактический, шт.;
Тпр шт - товарооборот прошлого периода, шт.
Индекс товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора: количество реализованных товаров и динамика цен. Показатель рассчитывается по формуле (11):
J т/о = Тф/Тпр, (11)
где J т/о - индекс товарооборота в текущих ценах;
Тф - товарооборот текущего периода, тыс. руб.;
Тпр – товарооборот прошлого периода, тыс. руб.
Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценивания денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупности стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс цен рассчитывается по формуле (12):
Jц= Цф/Цпр, (12)
где Jц- индекс цен;
Цф- фена фактическая по группе товара, руб.;