Меры необходимые для ускорения экономического роста в России.
Поскольку инновационный сценарий развития по институциональной модели является более предпочтительным для России, рассмотрим институциональные факторы экономического роста.
Одной из основных задач современного экономического роста является: формирование современной, то есть адекватной вызовам постиндустриальной эпохи системы политических, экономических и социальных институтов. Ключевая роль институционального строительства довольно подробно обоснована в литературе последних двух десятилетий.
Анализируя институциональные проблемы, решение которых необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и структурного преобразования России, целесообразно вычленить группы институтов и определить их внутреннюю логическую соподчиненность.
1. Политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских и политических прав граждан, и в частности экономических агентов. Речь идет о защите базовых прав, признание которых государством в свое время стало основой инициирования современного экономического роста: гарантии неприкосновенности личности и собственности; независимость суда; эффективность правоохранительной системы; свобода средств массовой информации.
2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала. Прежде всего к ним относятся образование, здравоохранение, пенсионная система и строительство жилья. Ошибочно сводить проблемы этих секторов исключительно к недофинансированию. Большинство институциональных моделей функционирования социальной сферы сложилось в период трансформации аграрной экономики в индустриальную, для которой были характерны совершенно иные объективные условия — демографические (доминирование более молодых возрастов), социальные (структура
населения и занятости) и т. п. Сегодня, когда в развитых странах, включая Россию, социальная ситуация существенно изменилась, традиционные (то есть выработанные на рубеже XIX—XX вв.) институты социальной поддержки оказались чрезмерно дорогостоящими и неэффективными.
3. Собственно экономические институты, то есть законодательство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие народного хозяйства, а в современной ситуации — экономический рост и структурную модернизацию экономики.
4. Специальные институты, цель которых — решение конкретных, специфических проблем экономического роста. Мы имеем в виду «институты развития», то есть правила игры, нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них, определенным образом отобранных. Иными словами, речь идет об институтах дискретного воздействия на экономику в отличие от предшествующих институтов, действие которых носило общий характер.
Четыре группы институтов перечислены в порядке их важности и логической соподчинено. Это не означает, что, скажем, хозяйственное законодательство не является важным для устойчивого функционирования экономики. Просто без обеспечения базовых прав личности экономическое законодательство не будет эффективным, а то и вовсе останется лишь на бумаге.
Именно гарантии базовых прав формируют основу устойчивого экономического роста, создают для него фундаментальные предпосылки, во всяком случае в экономике, основанной на частном предпринимательстве. Особо подчеркнем, что в данном случае имеются в виду прежде всего личная безопасность и сохранность собственности, эффективность государственного управления, а не известный набор политических прав, характерный для современных рыночных демократий. Как показывает опыт последних трех столетий, уверенность в личной безопасности и сохранности накопленного создает достаточные предпосылки для активного предпринимательства.
На сегодняшний день, модернизация государства является абсолютным приоритетом для решения всех остальных задам экономической и социальной модернизации.[17,c.13-14]
Важнейшим фактором модернизации является также развитие человеческого капитала. Это — крупная институциональная задача, которую должны решать все страны в условиях постиндустриальной трансформации. Нынешний кризис социальной сферы не является следствием лишь кризиса советской системы. Его природа отражает кризис индустриальной системы. Сложившаяся модель социального государства (модель развития человеческого потенциала) была основана на принципиально иной демографической и социальной ситуации: растущей численности населения, преобладании молодых возрастов, большой доле сельского населения, не охваченного системой социальной поддержки. В настоящее время, когда процесс старения населения приобрел устойчивый характер, а спрос на социальные услуги неуклонно возрастает, необходимо формировать радикально новую модель социального государства.