Аспекты определения цены при разных видах конкуренции
1.
Чистая конкуренция
Поскольку в условиях чистых конкуренциях доли каждой фирмы в общем объеме производства незначительна, отдельная фирма не может ощутимо влиять на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупного спроса и предложения. Фирма может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую она должна рассматривать как величину определяемую рынком. Это ситуация Price-taker.
Цена единицы продукции не зависит от объема выпуска. Спрос абсолютно эластичен. По оси Х-Q(кол-во), по оси У-Р(цена). TR-валовый доход. D(кривая спроса)=mR – предельный доход.
В условиях чистой конкуренции предприниматели будут производить товар до той точки в которой цена и предельные издержки будут уравниваться(P=MC(LC??)). В условиях чистой конкуренции ресурсы распределены эффективно, однако такая ситуация недостижима.
2. Чистая монополия
. На рынке действует монополист, диктующий цену, т.е. фирма осуществляет значительный контроль над ценой.
При нисходящей кривой спроса на свой продукт, монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количеством продукта.
Три следствия нисходящей кривой
-Цена превышает предельный доход. Монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажу. Является причиной того, что предельный доход становится меньше чем цена. Для каждого уровня выпуска кроме первого.
- Монополист одновременно выбирает цену и объем производства. Но высокие цены связаны с низкими объемами производства, а низкие цены с высокими объемами производства. Поэтому монополист не может повысить цену без потери продаж, или увеличить продажи без снижении цены.
-Ценовая эластичность
Графики спроса предельного и валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции
MR
Q1 Q2
TR
Когда спрос эластичен – уменьшение цены будет увеличивать валовый доход.
Монополист максимизирующий прибыль будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена/количество на эластичном отрезке.
3. Монополистическая конкуренция
.
Несмотря на наличие относительно небольшого числа фирм, производители обладают ограниченной степенью контроля над ценами своей продукции. Потребители отдают предпочтения некоторым из продавцов и в известных пределах платят за неё более высокую цену чтобы удовлетворить свои предпочтения. Многие фирмы делают акцент на неценовых факторах конкуренции.
В данных условиях цена превышает предельные издержки что означает перераспределения ресурса для данного продукта, и цена превышает минимальные средние валовые издержки что указывает на то, что потребитель не получит продукт по наименьшей цене, которые условия издержек допуска ли бы.
4. Олигополия
Четыре вида
-Модель ломанной кривой спроса.
К примеру три фирмы А,Б,В , у каждой из этих фирм есть треть рынка. Предположим что фирмы независимы, в том смысле что они не заключают тайных соглашений при установлении цены. Допустим что текущей ценой на продукцию A , является Pq. Характер кривых спроса и предельного дохода будет зависеть от того, станут ли конкуренты выравнивать свои цены по его ценам (изначально D1 и MR1,есливыравнивают, то D2 и MR2). По всей вероятности конкуренты монополистов будут игнорировать повышения цены, но следовать снижению.