Введение.
В современных условиях рыночная экономика заняла лидирующую позицию практически во всех странах мира и своим потенциалом доказала превосходство по отношению к другим типам устройства ведения хозяйства на национальном и глобальном уровнях. Но, как и, к примеру, в плановой экономике, так и в рыночной есть свои изъяны. Не всегда использование принципов «невидимой руки» А. Смита и «эффективности по Парето» столь эффективно сказывается на развитии экономики государства, как если бы последнее не следовало принципу laissez-faire, то есть регулировало определенным образом экономику. Американские ученые Э. Аткинсони и Дж. Стиглиц в свою очередь отмечают, что «есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей ситуацию негосударственной экономики»[1]. Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени влияния государства на экономику.
Для начала, в своей работе я покажу как эволюционировало понимание и осознание людей факта вмешательства в экономику на примере различных школ. Этим я хочу доказать, что отношение к регулированию экономики государством менялось на различных стадиях развития общества.
А для того, чтобы развеять мысль об абсолютном невмешательстве государства, я приведу основные причины объективного вмешательства.
Я сразу хотела бы обозначить, что государственное регулирование – неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики, который обеспечивает управление экономическими процессами в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики. Но, с другой стороны, само «государственное регулирование экономикой» применимо лишь к эффективно работающим и рентабельным субъектам хозяйствования. В противном случае следует пользоваться термином «государственный патернализм».
Я уделяю сейчас этому особое внимание, так как хочу показать, что правильное использование терминов «государственное регулирование» и «государственный патернализм» – важная предпосылка выбора научно обоснованных направлений экономической роли государства в любой развитой стране. Тем более, это важно для России, страны с переходной экономикой. Для правительства нашей страны сейчас важно определить степень влияния государства на экономику, которая будет соответствовать объективным потребностям и возможностям России. Как пишет в предисловии к докладу Всемирного банка «Государство в изменяющемся мире» его президент Дж. Вулфенсон, «история неоднократно демонстрировала, что хорошее правительство – не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно»[2].
В своей работе в разделе «Сущность и содержание государственного регулирования экономики» я раскрою основные теоретические направления роли государства в экономике, покажу причины, по которым рыночная экономика немыслима без координации государства.
В разных странах государство каждый раз по-своему определяет степень своего участия в экономике. Необходимость учитывать зарубежный опыт никогда не бывает лишней, именно поэтому я так подробно останавливаюсь на этом вопросе в своей работе. Ведь, как бы там не было, чем больше мы знаем примеров чужих ошибок, тем меньше делаем своих.
Что касается роли государства в российской экономике, то этому я уделяю особое внимание и посвящаю целый раздел работы, так как очень важно осознать современную, да и прошлую, действительность; понять, что российская экономика отличается рядом специфических преимуществ, которые невозможно подогнать ни под одну модель, которые использовали другие страны, что страна относится к классу смешенных экономик, где частное предпринимательство не может сочетаться с госрегулированием. Но, самая главная причина моего интереса – это то, что я живу в этой стране и мне не безразлично ее будущее.