Характеристика и схема централизованного финансирования
Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляются путем направления централизованных финансовых ресурсов на выполнение федеральных (региональных) целевых программ и на другие государственные нужды. Суммы ассигнований на эти цели предусматриваются в бюджетах в объемах государственных капитальных вложений.
В 1994 г. была принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, на основе которой правительство планировало перейти от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к селективному (на конкурсной основе) финансированию конкретных проектов.
В том же году образовалась Комиссия по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, которая должна была организовывать и проводить конкурсы, готовить перечни отобранных в результате конкурсов проектов для включения их в федеральную инвестиционную программу. Однако в 1995-1996 гг. отбор проектов для централизованного финансирования проводился в основном под влиянием лоббистской поддержки отраслевых или региональных групп.
В конце 1996 г. Правительство РФ приняло решение о выделении отдельной строкой в федеральном бюджете специального бюджета развития для поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов. Отбор проектов, по-прежнему, предусматривалось проводить на конкурсной основе. Но к 1997 г., когда задолженность бюджета по финансированию инвестиционных проектов предприятий-победителей конкурсов достигла 1,2 млрд. деноминированных руб., инвестиционные конкурсы практически были свернуты.
В целом схема выделения средств бюджета развития на возвратной основе и предоставления государственных гарантий оценивается как потенциально эффективная, поскольку она основана на строгом отборе приоритетных проектов и предприятий, которые могут рассчитывать на получение централизованных средств или сравнительно дешевых централизованных кредитов (разумеется, при достаточных доходах федерального бюджета).
Разработанный Министерством экономики РФ порядок рассмотрения заявок и документации претендентов на получение централизованных средств все же остается многоступенчатым и сложным. Требования к финансовому состоянию претендентов являются, как правило, трудно выполнимыми и вынуждают прибегать к фальсификации реальных показателей. Большинство проектов, даже имеющих стратегически важное значение, не соответствуют жестким условиям инвестиционных конкурсов на предоставление централизованных средств на возвратной или безвозвратной основе.
При реализации этой организационной схемы инициатор проекта получает возможность реализовать его за счет бюджетных ассигнований или сравнительно дешевых централизованных ресурсов и максимизировать прибыль, а Правительство РФ получает возможность решить стратегические задачи развития отраслей и регионов, а также увеличить в близкой или отдаленной перспективе налоговые отчисления в государственный бюджет.
Однако в условиях реального (без учета показного профицита для МВФ) дефицита государственного бюджета предпочтение справедливо отдается узкому кругу приоритетных проектов (например, разработке принципиально новых технологий, не имеющих аналогов в мире, и импортозамещающей продукции).