Факторы, регулирующие рынок труда.
Важную регулирующую функцию выполняют процентные ставки. В российской переходной экономике удушающие налоги и пугающие процентные ставки по кредитам свели на нет доходность реального сектора экономики, привели к резкому падению объёмов производства промышленной и с/х продукции, предельному сокращению инвестиционной активности и, в конечном счёте, к обвальному сокращению предложения рабочих мест в реальном секторе экономики. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение, конкуренция – все эти рычаги саморегулирования рынка труда формируют доходы населения и распределяют богатство общества.
Каким образом измеряется неравенство в распределении доходов?
Дифференциация заработной платы означает неравенство в распределении личных доходов. Однако важнейшим фактором их распределения является неравномерное распределение собственности на средства производства, ценные бумаги и недвижимое имущество, реализуемое доходами в форме ренты, процента, прибыли, дивидендов, арендных платежей и др. Чтобы определить глубину различий в размерах доходов, используется кривая Лоренца ~ ученого, который впервые применил для этого графический способ. С этой целью на горизонтальной оси располагаются группы населения — от самых малообеспеченных до самых богатых. Обычно население делят на пять частей (квинте-лей), включая в каждую 20% населения. На вертикальной оси фиксируется процент дохода. Если все группы населения имеют по 20% дохода, это означает абсолютное равенство в их распределении, которое графически отмечено прямой линией ОЕ, а абсолютное неравенство — линией OGE. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение дохода и находится между линиями абсолютного равенства и абсолютно неравенства. Чем больше площадь фигуры между прямой и кривой Лоренца, тем более неравномерно распределение доходов, тем большей вогнутостью (точки А, В, С, D) характеризуется кривая Лоренца, тем ближе она к точке G. Соответственно можно определить размеры доходов всех групп населении, отмеченных точками А, В, С, D, Е (рис. 11). По принципу кривой Лоренца и наша статистика учитывает дифференциацию доходов, распределяя население на пять 20-процентных групп и показывая, какой удельный вес от общей суммы денежных доходов населения приходится на каждую группу — от беднейшей до наиболее состоятельной группы. Это определяется коэффициентом концентрации доходов — коэффициентом Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню дохода. В случае уравнительного распределения доходов каждая группа получает доход пропорционально своей численности, при значительной неравномерности преобладающая часть общего объема доходов сосредоточивается у небольшой по удельному весу (численности) группы. Так, коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини), равный 0, соответствует равномерному распределению дохода между всеми группами. Напротив, если коэффициент Джини равен 1, это означает, что весь совокупный доход приходится на одну группу. Статистические данные указывают на то, что в последние годы 20% беднейшего населения России получало 6—8% от общей суммы денежных доходов в стране, а 20% наиболее состоятельной части населения концентрируют в своих руках 45—50% от общей суммы денежных доходов населения России. Кроме коэффициента концентрации доходов (коэффициент Джини) неравенство распределения денежных доходов измеряется так называемым децильным коэффициентом, который указывает, во сколько раз доходы 10% наиболее обеспеченного населения превосходят доходы 10% наименее обеспеченного населения. В последние годы в среднем по России доходы 10% богатых были в 13 раз выше доходов 10% беднейших. В Москве, как показывают некоторые данные, эта разница между богатейшими и беднейшими прослойками населения города еще больше (от 40 до 70 раз).
Однако важно разобраться за счёт чего же происходит уменьшение неравенства различных слоёв населения по получаемым доходам. Происходит ли это вследствие саморегулирования рынка или за счёт каких-то иных регулирующих факторов? Общественность в странах рыночной экономики неоднозначно реагирует на такое вмешательство государства в экономический механизм саморегулирования рынка труда. Сторонники саморегулирования рынка нетерпимо относятся к вмешательству государства. По их мнению, рыночный механизм перерабатывает объем информации, недоступный для любой информационной системы, обеспечивая естественный порядок в экономике общества, рынок не мыслим без ограничения государственной власти.