Динамика инфляции на потребительском рынке
Основным фактором темпа роста потребительских цен в феврале 2004 г. стало повышение цен на платные услуги населению на 1.6%.
В феврале 2004 г. темпы прироста цен на продовольственные товары составили 1.1%, изменив тенденцию роста последних трех месяцев (ноябрь 2003 г. - 1.24%, декабрь 2003 г. – 1.47%, январь 2004г. – 1.6%). На непродовольственные товары сохранилась тенденция медленного снижения темпов прироста цен до 0.4%.
Сравнительная динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка
Структура индекса инфляции в разрезе основных групп товаров и услуг за январь-февраль 2004 г. изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, увеличился вклад в общую инфляцию роста цен на продовольственные товары до 50% или 1.4 процентных пункта (за январь-февраль 2003 г. – 46% или 1.9 п.п.), на платные услуги населению - до 39% или 1.1 п.п. (за январь-февраль 2003 г. – 37% или 1.5 п.п.) и снизился - на непродовольственные товары до 11% или 0.3 п.п. (за январь-февраль 2003 г. – 17% или 0.7 п.п.).
Вклад в инфляцию на потребительском рынке отдельных групп товаров и услуг
Уровень индекса базовой инфляции потребительских цен (БИПЦ) после повышения в сентябре и октябре 2003 года, с ноября 2003 г. плавно снижается. В феврале 2004 г. базовая инфляция составила 0.8% (при 0.9% в январе 2004г. и 0.9% в феврале 2003 г.).
Динамика базового индекса потребительских цен
и денежного агрегата М2
Снижению темпов базовой инфляции способствовало ужесточение денежно-кредитной политики во II полугодии 2003 года и продолжающееся укрепление курса рубля, влекущее рост предложения импортной продукции.
В феврале 2004 г. темпы прироста цен на продовольственные товары в основном, продолжали увеличиваться, что было связано с сохранением относительно высокого роста цен на хлеб и другие изделия из зерновых культур, ростом цен на муку на 6.6% (в январе 2004 г. – 2.9%), на макаронные изделия на 2.6%. На остальные продукты темпы роста цен были низкими (сохранились на уровне января) за счет высокой насыщенности товарных рынков.
Прирост цен на плодоовощную продукцию в целом незначительно превысил общее изменение цен на остальные продовольственные товары. В феврале 2004 г. отмечалось замедление динамики роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия до 3% (в январе 2004 г. - 4.5%).
Темпы роста цен на непродовольственные товары в феврале 2004 г. сохранились весьма низкими - 0.4%.
На большинство товаров повседневного спроса (одежда и белье, трикотажные изделия для взрослых, обувь и др.) темпы прироста цен в феврале 2004 г. сохранились на уровне января 2004 г., составив 0.3-0.9%. Снижение темпов прироста цен отмечено на моющие средства (0.4%), электротовары (0.2%), медикаменты (0.4%).
Рост цен на платные услуги населению составил в феврале 2004 г. 1.6%, что значительно меньше за аналогичный период 2003 г. (февраль 2003 г. - 4.2%). В феврале 2004 г. сохранились высокие темпы роста регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Средний рост тарифов на услуги ЖКХ составил 2.8%.
В феврале 2004 г. заметно выросла плата за проезд в пригородном поезде (на 4.3%). Увеличились темпы прироста цен на услуги дошкольного воспитания – 4.4% (в январе – 2.7%).
В промышленности
прирост цен производителей на внутреннем рынке в феврале 2004 г. составил 3.4%.