Сущность неопределённости и риска российского предпринимательства.
2) на рынке товаров промышленного назначения – 20%;
3) на рынке услуг – 18%.
Сегодня, если на малых и средних предприятиях наиболее развит коммерческий риск, то на крупных организациях, при крупных проектах он сводится к минимуму, особенно если заказчиком является государство. Наиболее ярко это проявляется при крупных стройках, где технологический процесс в силу уникальности объектов требует повышенного внимания. В таких случаях управление рисками сосредоточено в отдельных технологических звеньях. Специалисты, рассчитывающие весь комплекс мер по предотвращению рисков разрушения объекта и прилежащих территорий. В процессе же самого строительства риски минимизирует соблюдение технологии и элементарной и элементарной технической безопасности. Однако, если же неприятность все таки произойдет, то ответственность вплоть до уголовной, будет нести подрядчик, государство не будет спешить покрыть ущерб из бюджета.
В настоящее время благодаря широкому распространению и доступности интернета даже небольшие фирмы могут избежать многих рисков, например риск не реализации продукции. Интернет позволяет легче найти деловых партнеров, кроме того здесь содержится масса информации, необходимая многим предпринимателям(страхование, управление, поиск рынка сбыта). В области межкорпоративной электронной торговли применение новых информационных технологий ведет к снижению прямых закупочных издержек и издержек, связанных с организацией, оформлением, учетом и доставкой товара; позволяет предприятиям иметь меньшие материально-технические запасы и с большей эффективностью реагировать на информацию об изменениях спроса, уменьшая риск затоваривания. Получаемая за счет этого экономия, по оценкам Morgan Dean Witter Internet Research, составляет для компаний разных секторов от 15 до 50%. В консалтинговой компании PrictwaterhauseCoopers (PwC) приводят такой факт: новые технологии ведения торгово-закупочной деятельности в Интернете позволяют участникам торговых площадок сэкономить более 20% от своих общих затрат на снабжение и сервис. По оценкам, приведенным в отчете инвестиционной компании Goldman Sachs, закупки через электронные биржи и аукционы могут сэкономить предприятиям от 2% в угольной промышленности до 40% в сфере электронных перспективы. По прогнозам компании Boston Consulting Group, объем межкорпоративных продаж через Интернет к 2004 г. достигнет 40% от общего объема продаж в корпоративном секторе — как онлайновых, так и офлайновых. [8]
В связи со всеми этими рисками перед коммерческими организациями все чаще встают задачи, связанные с оценкой и управлением хозяйственными рисками. Сейчас разрабатываются различные финансовые планы. Руководители предприятий стремятся спланировать работу таким образом, чтобы в любой момент можно было бы увидеть финансовое состояние каждой структурной единицы предприятия и суметь принять правильное решение для того, чтобы изменить направление движения финансовых потоков, если интересы дела требуют этого.
Следует также подробно рассмотреть страхование предпринимательских рисков, как неотъемлемую часть в проведении мероприятий по снижению степени предпринимательского риска.
Для российских предприятий, независимо от их формы собственности и сфер деятельности, наиболее типичными являются следующие риски:
- возможная утрата (гибель), недостача или повреждение основных или оборотных средств предприятия;
- возникновение гражданской ответственности предприятия по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц или окружающей природной среде;
- возможные убытки или неполучение ожидаемой прибыли из-за изменения условий функционирования предприятия по не зависящим от него обстоятельствам;
- нарушения своих обязательств контрагентами, партнерами и прочее.
Причем, страхование первых из перечисленных рисков достаточно полно представлено на российском страховом рынке, а вот страхование риска нарушения своих обязательств контрагентами и партнерами долгое время только декларировалось страховыми компаниями, несмотря на огромную востребованность данного продукта.
Последствиями предпринимательских рисков, как правило, являются неминуемые финансовые потери, способные нарушить любой, даже хорошо сбалансированный бюджет предприятия, а порой могут стать губительными для бизнеса. [5]
Слабое развитие страхования предпринимательских рисков объясняется тем, что на заре развития страхового рынка России страховые компании не обладали ни достаточной финансовой мощью, ни необходимым опытом работы. За годы развития рыночной экономики образовались крупные, финансового устойчивые страховые компании, с честью прошедшие кризисные ситуации в стране. Таким образом, сегодня предприятия разных уровней и сфер деятельности имеют возможность минимизировать финансовые потери организации, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью. Как правило, страховая компания предоставляет страховое покрытие риска неплатежа конечного покупателя по контрактам, предусматривающим отсрочку платежа.