Социальная политика государства.

 

Государственная социальная политика является еще одной важнейшей сферой деятеьности государственного регулирования. Она преследует следующие цели:

·         защита граждан от экономического и общественного вреда и деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.;

·         обеспечение необходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;

·         контроль морально-этических основ общества.

Это предполагает перераспределение дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливости обусловлены степенью развития производительных сил того или иного общества, его культурными и политическими традициями.

Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики:

·         опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;

·         общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;

·         перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;

·         гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.

В основе системы соцобеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических субъекта: работник, предприниматель и государство. Пропорции каждого из этих субъектов в сумме страховых взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств.

Доля взносов работников колеблется от 1% в Швеции до 39% в Нидерландах, предпринимателей - от 10% в Дании до 53% в Италии, государства - от 19% в Нидерландах до 81% в Дании.

В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:

1. Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП (США).

2. Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП (Швеция).