Средства государственного регулирования экономики
Средства или «рычаги» государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они основываются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах столицы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий.
Такие административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием условий для социально слабо защищенных слоев населения.
Основные инструменты государственного регулирования:
· фискальная политика (политика в области правовых расходов и налогов);
· денежная политика;
· политика регулирования доходов;
· социальная политика;
· государственное регулирование ценообразования;
· внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства – это:
· регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центробанком);
· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
· операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Используя эти инструменты, государство пытаетсятся изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:
а) это самый главный источник финансирования государственных расходов и затрат;
б) это инструмент регулирования. Поскольку в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами субъектов экономики, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.