Всего

8029(1006.0)

100

7992(873,2)

100

8597(1006,4)

100

В т.ч; продажа местными органами власти

266(48,9)

3,3

266(25,6)

3,3

280(26,2)

3,2

Купля-продажа гражданами и юр.лицами

5364(618,0)

66,8

5101(506,9)

63,8

5969(707,3)

69,4

Дарение

314(29,6)

3,9

424(40,3)

5,3

289(37,8)

3,4

Наследование

2008(290,1)

25,0

2090(258,3

26,2

2042(291,6

23,8

Залог

77(19,4)

1,0

111(42,1)

1,4

17(3,5)

0,2

 

Приведенные в таблице данные о структуре сделок с землей свидетельствуют о том, что большая часть сделок осуществлена по купле-продаже земли, а другие сделки (да­рение, наследование, залог) еще не получили развития.

Все представленные виды сделок могут совершаться только с земельными участками, находящимися в собствен­ности граждан, юридических лиц или государства. По новому Земельному кодексу земельные участки гражданам в посто­янное (бессрочное) пользование впредь не предоставляются. Никакие рыночные сделки с государственной землей, находящейся в бессрочном или срочном пользовании граж­дан или юридических лиц, не допускаются. Таким образом, Земельный кодекс побуждает субъектов, имеющих землю для несельскохозяйственных нужд, а также для личного подсоб­ного хозяйства, обращать их в частную собственность или арендовать у собственников земли. Безусловно, это будет способствовать развитию как первичного, так и вторичного рынка земли.

Однако, как показывает таблица 1, процессы купли-продажи на первичном рынке идут вяло. К причинам, сдержи­вающим этот процесс следует отнести: 1) отсутствие заинте­ресованности во вложении средств в землю; 2) относительно высокая выкупная цена земельных участков, о чем свиде­тельствуют данные таблицы 2.

Органы местного самоуправления при продаже земель­ных участков в собственность применяют нормативную цену земли, установленную постановлением администрации края от 16.06.1998 г. № 323-п "Об установлении нормативной цены земли". Особенно высокая выкупная цена сложилась в круп­ных городах и пригородной зоне города Красноярска. Напри­мер, в городе Красноярске один квадратный метр земли об­ходится в среднем 390 рублей, а в поселке Емельянове - 34,3 рубля.

По мнению Краевого комитета по земельным ресурсам, в целях развития приватизации земель необходимо прово­дить меры по стимулированию инвестиций в землю, установ­лению льгот при выкупе земельных участков и шире практи­ковать сдачу земель в аренду с правом выкупа в рассрочку.

 Постепенно запускаются процессы продажи прав аренды и залога земли, а также начинает функционировать вторичный рынок. Вторичный рынок земли наиболее развит в Емельяновском, Сухобузимском, Манском, Минусинском, Курагинском, Шушенском районах, г. Дивногорске.

 

Таблица 2

Средние цены на земельные участки при продаже органами местного самоуправления, в руб. м2

наименование

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Вне насел.пунктов

В селе

В городах и поселках

Вне насел.пунктов

В селе

В городах и поселках

Вне насел.пунктов

В селе

В городах и поселках

Гражданам для индив.жилищ.строительства

,личного подсобного хоз-ва,садоводства

4,1

4,5

6,0

5,2

4,5

6,7

4,4

5,7

6,8

Гражданам и их обьединениям для предпринимательской деятельности

3,0

6,2

7,9

4,2

3,0

12,8

-

-

16,5

 

Итак, на примере Красноярского края мы убедились, что механизм формирования земельного рынка запущен, и ре­альное его функционирование осуществляется на уровне ре­гиона. Поэтому складывающийся в России земельный рынок - мощное средство реализации региональной политики, со­гласования интересов хозяйственного и территориального развития, решения многих внутрирегиональных проблем.

В литературе правомерно делается акцент на противо­речивость интересов участников рыночных земельных отношений, которые в российских условиях, надо полагать, будут резко обозначены.

Отметим прежде всего государственный интерес. Госу­дарство заинтересовано в формировании и развитии рынка земли, надеясь в результате получить эффективного земель­ного собственника, а также определенные, хотя и незначи­тельные бюджетные поступления.

В большей мере экономически заинтересованными в функционировании земельного рынка оказываются местные органы власти, которые надеются иметь значительные бюд­жетные средства от налогов с владельцев земли, сборы от сделок с землей, аренды муниципальных земель и так далее. Они также освободятся от забот по поддержанию земельного фонда. Рынок земли активизирует деловую активность на территории.

Выгодным представляется существование рынка земли собственникам земельных участков - фермерам, которые по­лучат возможность без помех вкладывать капитал в землю, улучшать ее использование, увеличивать доходы, присваивая в том числе и рентный доход.

Фермер также сможет капитализировать свои доходы: заложить, продать, сдать в аренду земельный участок, то есть распорядиться землей как товаром. Это - положитель­ная сторона рынка для фермера. Однако для расширения предпринимательской деятельности фермеру требуются но­вые участки земли, которые либо надо купить (а это - отвле­чение капитала), либо взять в аренду (а это - полная зависи­мость от конъюнктуры рынка на сельскохозяйственные про­дукты).

Рынок земли сулит значительные выгоды слою профес­сиональных банкиров, посредников и других аналогичных субъектов.

Наконец, рынок земли вызывает интерес у слоя "денеж­ных людей", которые смогут покупать землю с целью пере­продажи, осуществлять спекулятивные сделки с землей.

Итак, те немногочисленные сделки с землей на первич­ном рынке, сделки по купле-продаже на вторичном рынке, ко­торые ведут физические и юридические лица, можно считать началом процесса формирования земельного рынка в РФ.