Направления достижения экономического роста в РФ.

1.      

Условие успеха: обеспечение системообразующей роли государства.

Требуемый рывок в экономической и технологической сферах невозможен силами "свободного рынка" вообще, и рыночной системы с недооформленными структурными компонентами, каковой является российская, в частности. Только волей и целенаправленными усилиями государства реально совершить качественный скачок в общественном развитии, учитывая накопленный опыт стран-лидеров.

 

2.      

Точки роста экономики:

a.      

активизация инновационной деятельности;

Основой национальной инновационной политики является поддержка отечественной науки, передовых научных школ с обязательным условием ориентации науки на потребности экономики. Позиция государства в этом вопросе предполагает институциональное совершенствование, оптимизацию архитектуры системы научных организаций, адресное финансирование по приоритетным направлениям.

Важным направлением активизации инновационной деятельности является стимулирование создания комплексной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот.

Требует государственного решения проблема защиты прав интеллектуальной собственности.

b.     

структурные трансформации;

Задача повышения национальной конкурентоспособности требует параллельных мер по стимулированию сектора "новой экономики", с одной стороны, и диверсификации промышленности, с другой.

Основную роль в структурных трансформациях экономики призвано сыграть создание функциональной национальной инновационной системы, сопровождаемое мерами налоговой, внешнеэкономической, финансово-денежной, бюджетной политики.

Эффективность функционирования обрабатывающих отраслей существенно зависит от издержек на услуги естественных монополий. Поэтому одним из важнейших направлений структурной политики является реформирование электроэнергетики, железнодорожного транспорта и газовой отрасли с обязательной политикой по снижению издержек. Главная задача здесь – создание конкурентной рыночной среды при сохранении государственного контроля за жизненно важными секторами естественных монополий.

c.      

стимулирование инвестиций.

Скачкообразное наращивание объемов и повышение качества инвестиций в национальную экономику является залогом быстрого и качественного роста экономики, успеха национальной инновационной и структурной политики. Главной целью инвестиционной политики должны стать создание технологически современной, конкурентоспособной экономики на основе широкой модернизации производственного аппарата и ликвидации таким путем существующего технологического разрыва с развитыми странами.

 

3.      

Обеспечивающие меры:

a.      

расширение внутреннего спроса;

Одной из слабостей российской экономики является недостаточный внутренний спрос. Этому способствуют тенденция к ориентации на обслуживание внешнего спроса, как и опережающий рост импорта. Сегодня только 30% населения по величине заработной платы могут считаться участниками рынка, в то время как остальные потребляют лишь товары первой необходимости.

Расширение внутреннего спроса является мощным катализатором роста экономики. Меры в этом направлении должны включать активизацию как государственного (через механизм государственного заказа и государственных закупок), так и частного (через рост реальных денежных доходов) спроса.

b.     

налоговая реформа и совершенствование межбюджетных отношений;

Значимость эффективной системы налогообложения, как и стимулирующей системы межбюджетных отношений, для роста экономики не вызывает сомнений. В то же время проводимая ускоренными темпами налоговая реформа имеет нежелательные социально-экономические последствия. Товаропроизводители продолжают считать налоговую нагрузку высокой, а бюджетные поступления на территории не могут закрыть социальных потребностей.

c.      

снижение издержек как общенациональная задача;

Обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности невозможно без решения задачи снижения издержек. Меры, направленные на это, должны приниматься как на микро-, так и на макро-уровне. Для активизации работы по снижению издержек на микро уровне следует повысить ответственность предприятий за эффективность использования производственного аппарата.

Проводимое регулярное повышение тарифов на электроэнергию является одним из основных факторов наблюдающегося снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Сокращение издержек производства является общенациональной задачей, поэтому главной целью реформирования инфраструктурных монополий должно стать снижение тарифов. Именно на это должна быть нацелена работа государства по контролю за деятельностью монополий.

d.     

реформирование банковской системы;

Наличие развитой банковской инфраструктуры является каркасным, системообразующим фактором современной экономики. На банковской системе лежит важнейшая функция аккумулирования сбережений и инвестирования в экономику через мобилизацию внутренних ресурсов, в т.ч. населения, конвертации коротких финансовых средств в длинные инвестиционные ресурсы. Современная российская банковская система не в состоянии удовлетворять потребности развитой экономики и задача ускоренного роста требует адекватного ее реформирования.

e.     

развитие фондового рынка;

Одним из условий вовлечения в инвестиционный процесс средств населения и мелких инвесторов, что критически важно для роста инвестиционной активности и достижения ускоренного роста экономики, является создание адекватно функционирующего рынка капитала, а также решение ряда задач, позволяющих снизить риски инвесторов на этом рынке.

f.       

стимулирование малого предпринимательства;

Несмотря на принимаемые государством меры по поддержке и развитию малого предпринимательства, они не дают ожидаемого эффекта. Если в сфере услуг, торговле малый бизнес как-то развивается, то в промышленном секторе его доля остается крайне низкой.

Усиление предпринимательской активности является одним из решающих факторов при осуществлении государственной структурной, инвестиционной, инновационной политики.

g.      

усиление экономической интеграции.

Достижению ускоренных темпов экономического роста будут способствовать процессы экономической интеграции в рамках государств-участников Содружества Независимых Государств.

 

4.      

Стратегическое планирование.

Качественное приращение государственного участия в регулировании экономики может наиболее комплексно и многомерно достигаться через государственное стратегическое планирование развития. При этом речь идет не о возврате к плановой экономике, а о становлении стратегического планирования в рыночном его понимании.