Региональный потребительский рынок

Представители воспроизводственного подхода при изу­чении регионального потребительского рынка исходят из теоретических положений о роли рыночных процес­сов в региональном воспроизводстве, о социально-эко­номической среде и локальных воспроизводственных, циклах, определяющих внутреннее экономическое про­странство, об открытом характере региональных рын­ков и внешнем экономическом пространстве. Самые сильные привороты.

Для регулирования процессов развития региональ­ного потребительского рынка необходимо выявить эко­номические интересы различных субъектов, взаимосвя­зи между ними и определить методы воздействия на поведение отдельных субъектов.

Расширение ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на ре­гиональном потребительском рынке и осложняют реа­лизацию товаров.

Нормальное функционирование регионального потре­бительского рынка предполагает соблюдение пропор­ции между ростом денежных доходов и развитием сфе­ры обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения. Нарушение этих пропорций приводит к тому, что часть денежных дохо­дов населения реализуется па пределами региона, а также накапливается в виде на­личных денет.

Пер­вичному распределению денежных доходов населения предшествует образование денежных фондов производ­ственной сферы региона, Обращение денег населения сопровождается формированием денежных фондов орга­низаций торговли и сферы услуг региона.

Ускоренный рост налично-денежной массы в сфере обращения, вызванный рыночными реформами, вызывает диспропорции в сфе­ре обращения потребительских товаров и услуг.

Важным фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миг­рация денег. Ввоз и вывоз денег из региона идет по нескольким каналам: торгово-посредническими фирма­ми, использующими наличные деньги для расчета за товары; населением в связи с поездками в отпуск и командировки; предпринимателями, привозящими то­вары из других регионов для реализации на рынке; сезонными рабочими из других регионов и др. Все регионы России по признаку среднедушевого до­хода населения могут быть разбиты на 3 группы.

I группа — регионы со среднедушевым доходом на­селения ниже среднероссийского уровня.

II группа — регионы со среднедушевым доходом на­селения, превышающим среднероссийский уровень в пределах 20 %.

III группа — регионы с высоким среднедушевым до­ходом населения.

Различия в уровне денежных доходов населения ре­гионов России во многом обусловлены отраслевой струк­турой хозяйства и характером структурных преобразо­ваний в экономике регионов.

Значительны региональные различия и в структуре использования денежных доходов. Выделяются две группы регионов. В первой группе, с удельным весом расходов на покупку товаров и оплату услуг ниже сред­нероссийского уровня, наблюдается недостаточно высокий уровень развития региональных потребительских рынков, ры­ночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег.

Вторая группа регионов, где удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг выше среднероссий­ского уровня, характеризуется относитель­но высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и меньшими значениями показателей миграции денег.

Наряду с отмеченными тенденциями в ряде регионов России наблюдается стагнация производства продоволь­ственных и непродовольственных товаров. Реформа цен в начале 90-х годов, с одной стороны, и спад производства потребительских товаров- с другой, создали сложную ситуацию на потребительском рынке, привели к обесценению рубля, ускорению темпов роста цен на потребительские товары. Неполноценность денег, с которыми выходил на ры­нок покупатель, отрицательно повлияла на социально-экономическое развитие регионов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4