Взаимосвязанные категории с управлением качеством

Управление качеством опирается на следующие взаимосвя­занные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип кри­териев, методы, средства и т. д.

Сущность управления заключается в выработке управляю­щих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от ко­торых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих решений производится на основа­нии сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными про­граммой управления.

Иногда в качестве объекта управления выступает конкурен­тоспособность, технический уровень или другой показатель.

Субъект управления — управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и со­держание планируемого состояния и уровня качества продукции. Цель управления качеством — это обеспечение выпуска про­дукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребите­ля и требований безопасности и экологичности продукции.

Для эффективности организации процесса управления и взя­тых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.

Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимо­связана с общей стратегией предприятия и предусматривает по­следующие шаги для достижения целей и решения задач. Разра­ботка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар — рынок».

Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное прибли­жение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядо­выми сотрудниками предприятия.

Политика в области качества является начальной точкой программы руководства по качеству и одним из элементов об­щей политики предприятия.

Политика в области качества — это ориентир общего направ­ления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия.

Основными факторами, влияющими на формирование поли­тики в области качества, являются:

1. ситуация на рынке сбыта;

2. конкурентоспособность продукции;

3. научно-технический прогресс и борьба с конкурентами;

4. состояние дел внутри предприятия;

5. вложение инвестиций в развитие предприятия.Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству».