Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие

3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.

Рост цен внутри страны при стабильных це­нах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

Факторы, воздействующие на C

:

§ уровень благосостояния населения;

§ ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;

§ налоги;

§ трансфертные платежи;

§ процентная ставка.

Факторы, воздействующие на I

:

§ ожидания инвесторов;

§ процентная ставка;

§ налоги;

§ трансфертные платежи;

§ новые технологии.

Факторы, воздействующие на G

:

§ Государственные закупки.

Факторы, воздействующие на Xn

:

§ объемы ВНП в других странах;

§ величина ВНП в данной стране;

§ валютный курс национальной денежной единицы.

Из уравнения количественной теории денег M V= P Y можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.

Из уравнения видно еще два неценовых фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.

Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег.

Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD.

Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта при­ведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис.2).

Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.

Часто непосредственное воздействие какого-либо нецено­вого фактора на совокупный спрос оказывается не единствен­ным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнитель­ный анализ. Так, увеличение государственных расходов непо­средственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою оче­редь, затрудняет инвестиционную деятельность частного секто­ра, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.

Перейти на страницу: 1 2