Выручка, валовой доход

Основой финансовых результатов предприятия, его денежных доходов является выручка. Выручка представляет собой полную сумму денежных поступлений от реализации продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определить ее можно как сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию. Объем продаж, или общая величина реализованной продукции, представляет собой объем продукции, выраженный и рыночной цене, т. е. произведение цены - Р на количество товара - Q. В западной экономической литературе реализованная продукция рассматривается как одна из форм дохода - R. При этом доход интерпретируется как денежные средства, полученные в результате предпринимательской или всякой другой деятельности за определенный период[1].

Традиционно весь объем продаж, или вся валовая выручка, понимается как валовой или общий доход - ТR. В этих условиях

1 Т R = Р * Q[2].

Объем продаж может иногда выступать в качестве главной стратегической цели поведения предприятия на рынке.

Нужно учитывать, что моментом реализации продукции (работ, услуг) является зачисление денег на расчетный счет, а не отгрузку товаров или их поступление покупателю.

Выручку (Вт) определяют по формуле:

2 Вт = ,

где Цо - отпускная цена;

n - количество единиц реализованной продукции.

Распределение доходов предприятия, полученных в виде выручки, четко регламентирован системой налогообложения доходов и прибыли предприятий независимо от форм собственности и организационных форм их деятельности.

Изменение в объеме реализации продукции (ценах, физическом объеме) оказывают наиболее чувствительное воздействие на финансовые результаты. Это делает актуальным жесткий контроль за реализацией товаров (ценами, конъюнктурой рынка, конкурентами, спросом) и поступлением денег на счета предприятия.

На основе выручки определяют валовой доход. Это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, рассчитываемый путем исключения из выручки и результатов вне реализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда.

В условиях перехода к рыночной экономике для увеличения выручки предприятия особое значение имеет рыночно ценовая стратегия предприятия на основе использования маркетинговой стратегии (определение рыночного сегмента продукции, позиционирование товара, его конкурентные преимущества и жизненный цикл, обновление ассортимента и т.д.).

1.2 Прибыль: понятие, виды, функции

В условиях коммерческого расчета предприятие интересуют не только затраты, но и результаты. Эти результаты внешне выражают себя в объеме продаж, в прибыли и в предельном доходе. Особое место в системе коммерческого расчета занимают прибыль и предельный доход.

Прибыль — это та форма и та часть валового дохо­да, которая формируется в системе коммерческого рас­чета в процессе кругооборота капитала и количествен­но выступает как разность между стоимостью вало­вой продукции и валовыми издержками[3].

В современной экономической литературе различают прибыль экономическую и бухгалтерскую. Экономическая прибыль — это разность между валовым объемом продаж и экономическими издержками, которые объединяют в себе издержки явные и неявные. Бухгалтерская прибыль - это разность между валовым объемом продаж и бухгалтерскими, или явными, издержками.

В русскоязычной экономической литературе прибыль традиционно обозначают символом П, т. е. начальной буквой слова «прибыль», а цену обозначают символом Р. При этом различают валовую, или общую, прибыль - ТП и среднюю прибыль - АП. Валовая прибыль есть разность между валовой выручкой и валовыми издержками, т. е.

Перейти на страницу: 1 2 3 4