Введение

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономики страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики Российской Федерации в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства.

Создание и функционирование унитарных предприятий в различных, в том числе и ключевых, отраслях народного хозяйства (в промышленности, строительстве, на транспорте (железнодорожном, морском, воздушном, внутреннем водном, автомобильном), в связи, в топливно-энергетическом и аграрно-промышленном комплексах, розничной торговле, бытовом обслуживании и коммунальном хозяйстве) обусловлены необходимостью осуществления этих видов деятельности государством. Деятельность унитарных предприятий является своеобразной переходной формой организации государственного и муниципального хозяйствования.

Существуют определенные виды экономической деятельности, монопольно осуществляемые государственными унитарными предприятиями: экспорт и импорт товаров в рамках соответствующей государственной монополии (например, эмиссия и хранение денежных знаков, облигаций и других ценных бумаг, этилового спирта, посредничество в торговле продукцией военного назначения), производство либо использование отдельных видов продукции (сырья).

Порядок создания, реорганизации и ликвидации государствен­ных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП) определен ГК РФ.

В соответствии с ним ГУП — это государ­ственное и в то же время коммерческое предприятие.

ГК РФ опре­деляет ряд особенностей, которые отличают ГУП от других ком­мерческих предприятий:

- они создаются и действуют на основе государственной или му­ниципальной собственности;

- учредителем ГУП является государство или муниципальное об­разование;

- собственник, передавая ГУП имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление, не утрачивает прав на собственность;

- ГУП в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью.

В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно дей­ствующему законодательству и нормативным документам.

Бухгалтерский учет в унитарных предприятиях имеет свои специфические особенности, связанные с отличиями государственных унитарных предприятий от других коммерческих организаций.