Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза

Поддержка НИОКР, проводимых малыми и средними предприятиями, является одним из ос­новных направлений государственной политики стран-членов ЕС. Так, во Франции Нацио­нальное агентство по внедрению изобретений компенсирует малым предприятиям до 35% расходов на освоение новой техники и покрывает до 50% затрат на разработку новых про­дуктов и технологий. Доля затрат на НИОКР для малых предприятий составляла во Франции в начале 90-х годов 10% (70 млрд. фр.) всех государственных расходов на НИОКР [2, c.279].

Для поддержания инновационных малых фирм немецкое государство ежегодно выделяет 230 млн. евро и еще 40 млн. евро - на проведение совместных исследований. Государство оплачивает до 60% стоимости консультаций предпринимателям, а также предоставляет еже­годно льготные кредиты на сумму свыше 1,1 млрд. евро для модернизации производства из «Фонда плана Маршала».

В Дании допускается предоставление беспроцентной ссуды сроком на три года, покры­вающей от 50 до 75% затрат небольших фирм на проведение исследований. В случае неуда­чи проводимых НИОКР или неиспользования компанией их результатов половина предос­тавленной ссуды списывается за счет бюджетных расходов государства.

В Швеции разработки кредитуются под высокие проценты, но кредиты возвращаются только в случае завершения НИОКР.

В странах-участницах ЕС финансирование крупных технологических программ осущест­вляется также из государственных средств, но в значительной части - из общего бюджета. В известной технологической программе стран ЕС «ЭСПРИТ» (обновление информационной технологии) 60% общей стоимости выполняемых контрактов приходится на малый бизнес. В программе ЕС «Эврика» эта доля составляет 50%.

Финансирование малых венчурных фирм в отличие от других типов инновационных предприятий осложняется следующими обстоятельствами:

•реализация новых проектов связана с большим риском;

•общий стартовый объем инвестиций у венчурных компаний обычно выше, чем у обыч­ных малых предприятий;

•даже самые успешные проекты венчурных фирм начинают приносить прибыль со зна­чительным временным лагом.

Поэтому банки, предоставляя кредиты малым венчурным фирмам, оговаривают опреде­ленные условия, ограничивающие возможность предпринимателей маневрировать денежны­ми ресурсами, а также устанавливают значительные проценты за кредиты.

В Италии деятельность малого бизнеса регулируется законом «Меры по созданию, мо­дернизации и развитию мелких предприятий», которым предусматривается следующее:

при покупке передовой технологии предприятие может получить субсидию или быть ос­вобожденным от уплаты налогов в размере до 25% от суммы субсидий;

при покупке услуг, связанных с увеличением производительности труда, приобретением передовой технологии, поиском новых рынков сбыта и повышением качества продукции, предприятие может получить субсидию или освобождается от уплаты налогов в размере 40— 50% в зависимости от размеров предприятия;

предприятие, ведущее научно-исследовательскую работу, освобождается от уплаты нало­гов в размере 30% затрат на исследовательские работы.

В целом, более 60% средств, ежегодно выделяемых по закону на предпринимательскую деятельность в целом по всей Италии, представляется в форме освобождения от уплаты на­логов.

Широко используются методы ускоренной амортизации. В Германии существуют гак на­зываемые специальные нормы амортизационных отчислений, которые применяются ко всем инвестициям, направленным на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды, выпуск технически передовой продукции, экспортные поставки. Вложенные средства спи­сываются за три года, причем в первый год амортизируется 50% вложенного капитала, во второй - 30% и в третий все остальное. Льготный режим амортизационных отчислений по­зволяет малым предприятиям Германии осуществлять инновационный процесс, модернизи­ровать производство. На долю амортизационных отчислений приходится около 66% всех ка­питаловложений, на реинвестицию дохода - 27%, а на внешние источники финансирования -только 7%. Существует еще и такая льгота как создание резерва не облагаемой налогом при­были. Например, в Германии это разрешено в таких отраслях, как ремесленное производство, торговля, промышленность, и в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составлять до 20% от прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8