Олигополия

Пусть дневной спрос на товар упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна уменьшить число нанимаемых рабочих до 48 человек.

Но фирме нет необходимости использовать 48 рабочих и 25 станков, она сократит число действующих станков до 24, а один станок закон­сервирует. Поскольку произошло одновременное изменение и посто­янного и переменного фактора, то закон уменьшающейся отдачи не действует и в этом случае

Таким образом, используя делимые фиксированные факторы про­изводства, фирма-олигополист может на определенном интервале (Q1 – Q2) выпуска продукции сохранять неизменным отношение рабо­тающих единиц труда и капитала. В этом случае и средние перемен­ные, и предельные издержки не меняются.

Как же ведет себя фирма-олигополист в краткосрочном периоде? Обычно на основе изучения рынка фирмы определяют свою нормаль­ную кривую спроса, которая отражает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциаль­ный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. «Нормальная» кривая спроса используется для определения первоначальной «нормальной» цены товара (рис. 3,а).

а) б)

Рис. 3.

Неизменность цен при варьировании спроса

Так как любая фирма максимизирует свою прибыль при MR=MC, а кривые AVC и МС совпадают, что соответствующие значения цены и объема находятся по точке А пересечения кривых MR и AVC. Цена Рn – «нормальная» цена. Она берется за основу и в случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 3,б) не меняется, а объемы продук­ции уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2).

Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных рамках объема выпуска удается сохранять неизменны­ми средние переменные издержки. Когда фирма имеет классическую U-образную кривую AVC, попытки удержать цену и сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям.

Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном пе­риоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возмож­ное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не подда­ются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.1

Перейти на страницу: 1 2 3