Вопросы оптимизации федерального бюджета

Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:

  1. составление проектов бюджета;
  2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
  3. исполнение бюджетов;
  4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Все бюджеты функционируют автономно и не входят своими доходами и расходами в бюджет более высокого административного звена. В 1992 г. 55,9% ресурсов поступало в федеральный, 44,1% – в региональные и местные бюджеты.

В 2003 г. бюджет Федерации аккумулирует примерно 65-70% ресурсов. Перераспределение финансовых ресурсов происходит в различных формах: дотации, субвенции, субсидии. Под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субвенции – средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов. Субсидии – средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Следующий элемент централизованной финансовой системы – государственные внебюджетные и специализированные фонды. В современной России действуют три государственных внебюджетных фонда, а количество специализированных в некоторые годы доходило до 30 единиц. Важнейшим социальным фондом является Пенсионный, средства которого в основном формируются за счет страховых взносов работающих и работодателей, а также дотаций из федерального бюджета. К социальным фондам относятся также Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Одним из самых сложных моментов в функционировании бюджетной системы РФ является быстрый рост расходов на обслуживание государственного долга. Это сделало статью по обслуживанию государственного долга самой большой в бюджете 2003 г., превышающей расходы и на социальные нужды, и на потребности обороны.

Расходы правительств практически всегда превышали доходы, но никогда в России это превышение – дефицит бюджета – из-за разбалансированности и резкого снижения объемов производства ВВП не было так значительно, как в 90-е гг. Объемы бюджета в 90-е гг. сокращались пропорционально уменьшению НД. Вмешательство государства в экономику во многом определяется возможностью оказать финансовую помощь различным хозяйствующим субъектам. До кризиса 1998 г. в РФ наблюдался хронический недостаток всех финансовых ресурсов, и эффективность государственного регулирования экономики во многом зависела от государственных централизованных фондов. В 2000-2004 гг. у правительства, наоборот, – избыток доходов бюджета, но это происходит, на наш взгляд, из-за своеобразного составления бюджета, в который изначально закладываются заниженные доходы.

Все методы государственного регулирования национального хозяйства практически зависят от наполнения бюджетной системы, и поэтому для устойчивого развития экономики необходимо добиться стабилизации деятельности ее базовых отраслей – промышленности, строительства сельского хозяйства, транспорта, торговли – как основы экономического роста и повышения уровня жизни населения страны.

Перейти на страницу: 1 2